Программа по учебному предмету Живопись, срок обучения 3 года

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Михайловская детская школа искусств»

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная
программа в области художественного искусства

«Изобразительное искусство»
Срок обучения 3 года

Программа по учебному предмету

ЖИВОПИСЬ

Михайловск 2021

2

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка……………………………………………………………………4
1.1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе….4
1.2.Срок реализации учебного предмета……………………………………………………...4
1.3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета……………………………………………....4
1.4. Сведения о затраты учебного времени…………………………………………………...4
1.5.Форма
проведения
учебных
занятий…………………………………………………………………………………………....4
1.6.Цель и задачи учебного предмета………………………………………………………....5
1.7.Обоснование структуры учебного предмета……………………………………………..5
1.8. Методы обучения…………………………………………………………………………..5
1.9.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета………..5
II. Содержание учебного предмета………………………………………………………….6
2.1. Учебно-тематический план……………………………………………………………….6
2.2. Требования к уровню подготовки обучающихся……………………………………….13
2.3.Формы и методы контроля, система оценок. Аттестация: цели, виды, форма,
содержание……………………………………………………………………………………...13
2.4.Методическое обеспечение учебного процесса………………………………………...14
Список литературы и средств обучения………………………………………………….15

3

I. Пояснительная записка
1.1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе «Рекомендаций
по организации образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства
культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом
образовательных программ, разрабатываемых в МАУДО Михайловская ДШИ
самостоятельно.
Наряду с рисунком и композицией, живопись является одним из ведущих предметов
в учебном процессе в детской школе искусств.
Основным принципом обучения предмету является нераздельность процесса работы
над цветом и формой, так как решение колористических задач не может проходить в
отрыве от изучения формы.
В процессе обучения учащийся должен научиться видеть и передавать цветовые
отношения. Сначала в их простейшем локальном состоянии на плоских формах, затем —
на простых цветовых, с учетом теплых и холодных цветов, далее — на более сложных
формах и с более сложными цветовыми отношениями и рефлексами. И наконец, — в
условиях пространственной воздушной среды.
1.2.Срок реализации учебного предмета
Дополнительная
общеразвивающая
общеобразовательная
программа
«Изобразительное искусство» по предмету «Живопись» рассчитана на 3 летнее обучение
детей 9-10 лет.
1.3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Живопись» при 3-летнем сроке обучения
составляет 297 часов. Из них 198 часов – аудиторные занятия, 99 часа – самостоятельная
работа. Самостоятельная работа детей предполагает и самостоятельное закрепление
изучаемых тем, и помощь взрослых, а также участие детей в творческих мероприятиях.
1.4. Сведения о затраты учебного времени
Вид учебной работы
Затраты учебного времени
Годы обучения
Полугодия
Количество недель
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
Максимальная учебная
нагрузка

1-й год
16
17
16
17
32
34
16
17
48
51

2-й год
16
17
16
17
32
34
16
17
48
51

3-й год
16
16
32
16
48

Всего
часов
17
17
34
17
51

198
99
297

1.5.Форма проведения учебных занятий
Учебные занятия по учебному предмету «Живопись» проводятся в форме
аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций. Занятия по
4

учебному предмету и проведение консультаций осуществляется в форме групповых
занятий.
Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в
соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Рекомендуемый объем учебных занятий в неделю по учебному предмету
«Живопись» дополнительная общеразвивающая программа составляет:
- аудиторные занятия:
1 - 3 классы – по 2 часа в неделю;
- самостоятельная работа:
1 - 3 классы – 1 часу в неделю
1.6.Цель и задачи учебного предмета
Цель: Формирование у учащихся знаний, умений, навыков в реалистической
передаче натуры средствами живописи.
Задачи:
 развитие у учащихся способности видеть и изображать окружающих мир во всем
многообразии его цвето - световых отношений;
 пользуясь живописными средствами, научиться «лепить» форму цветом, овладеть
техническими приемами акварельной живописи, гуашью и основами цветоведения.
1.7.Обоснование структуры учебного предмета
Программа разработана с учетом дидактических принципов - их
развивающего обучения, психологических особенностей детей дошкольного возраста и
включает в себя следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля;
 методическое обеспечение учебного процесса.
1.8. Методы обучения
Для достижения поставленнойцели и
реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
 словесный (объяснение, беседа, рассказ);
 наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
 практический;
 эмоциональный
(подбор
ассоциаций, образов,
художественные
впечатления).
1.9.Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Для проведения занятий по предмету «Живопись» необходимо хорошо
освещённое помещение, оснащённое мольбертами и стульями в соответствии с ростом
учащихся, ученическая доска, наглядный материал, материалы в соответствии с темой
урока.
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам
аудио и видеозаписей школьной библиотеки.
5

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями,
учебно-методической литературой.
II. Содержание учебного предмета
Умение «лепить» форму цветом.
Владение основами цветоведения, знание основных терминов (цветовой круг
/спектр, цвета теплые и холодные, хроматические и ахроматические, сближенные и
контрастные, локальный цвет, основные и дополнительные цвета; тон, светлота; три
характеристики цвета).
Владение техническими приемами акварельной живописи: заливка, размывка,
вливание цвета в цвет, работа по - сухому и по - сырому, а-ля прима, лессировка, мазок.
Знакомство с работами мастеров зарубежного, русского искусства.
Осознанное и осмысленное восприятие формата, ритма, тонадекоративности, закона
соподчинения и контраста, целого и детали, колористической целостности листа.
Умение видеть отношение, анализировать влияние одного цвета на другой,
чувствовать изменение цвета предмета в зависимости от окружающей среды и характера
освещенности.
Умение видеть отношениями, владение приемом «расфокусированного» зрения.
Анализ влияния одного цвета на другой. Умение передать изменение цвета предмета в
зависимости от окружающей среды и освещенности.
Умение последовательно вести этюд, брать большие цветовые отношения,
передавать свето-воздушную среду, ставить творческие задачи.
Владение навыками передачи объема и формы, четкой конструкции предметов,
передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они
расположены.
Умение выразить свое индивидуальное отношение к изображаемому, передать меру
условности, «режиссуру» видения работы. При этом техническая сторона должна
соответствовать творческой.
Основными видами контроля полученных умений и навыков по предмету, а также
формами промежуточной и итоговой аттестации являются просмотры.
2.1. Учебно-тематический план
Первый год обучения
1 полугодие
№ п/п

Наименование темы

Кол-во
часов

Раздел 1. Технические приемы в освоении живописи
1.1. Понятие «живопись». Природа цвета. Цветовой спектр.
Основные и дополнительные цвета. Хроматические и
ахроматические цвета.
Знакомство с художественными материалами, инструментами.
6

2

Формирование навыков работы с красками, умения достигать
многообразия цветовых оттенков и гармоничных сочетаний.
Знакомство с ахроматическими и хроматическими, основными и
составными цветами. Выполнение упражнения на получение
составных цветов из основных. Орнамент с основными и
составными цветами. Применение лессировок.
Формат А4. Материалы: бумага, акварельные краски, бумага,
палитра.
Самостоятельная работа: орнамент с основными и составными
цветами.
1.2. Цветовой круг И. Иттена. Основные и дополнительные цвета.
Противоположные цвета. Основные свойства цвета: цветовой
тон (тепло холодность), светлота, насыщенность.
Знакомство с холодными и теплыми цветами. Составление сложных
цветов в процессе выполнения цветовых растяжек с переходом от
теплых до холодных оттенков. Выполнение растяжек от желтого к
красному, от красного к синему, от синего к фиолетовому и т.п.
Использование акварели, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: пейзаж с закатом солнца.
1.3. Характеристика цвета. Три основных свойства цвета.
Закрепление знаний о возможностях цвета. Понятия «цветовой тон»,
«насыщенность», «светлота». Умение составлять сложные цвета.
Прием вливания цвета в цвет.
Тема «Листья». Использование акварели, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: смешение красок с черным цветом. Тема
«Ненастье».
Раздел 2. Изображение предметов плоской формы акварелью
2.1. Приемы работы с акварелью.
Использование возможностей акварели. Отработка основных
приемов (заливка, мазок). Этюды перьев птиц, коры деревьев и т.п.
Использование акварели, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: этюды осенних цветов.
2.2. Приемы работы с акварелью.
Использование возможностей акварели. Отработка основных
приемов (заливка, по-сырому, a la prima). Этюд с палитрой
художника. Использование акварели, бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: этюды природных материалов (шишки,
коряги, ракушки и т.п.)
Раздел 3. Нюанс. Цветовая гармония.
3.1. Развитие представления о локальном цвете и нюансах.
Понятие «среда». Влияние освещения на цвет. Изображение
драпировок, сближенных по цветовому тону, без складок в
вертикальной и горизонтальной плоскостях при теплом освещении.
Использование акварели, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: изображение драпировок, сближенных по
цветовому тону, без складок в вертикальной и горизонтальной
плоскостях при холодном освещении.
3.2. Световой контраст (ахроматический контраст). Гризайль.
Силуэт. Форма предмета, решение силуэта. Монохром. Натюрморт
7

4

2

2

4

4

6

из светлых предметов, различных по форме, на темном фоне.
Использование акварели, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: монохром. Натюрморт из темных
предметов, различных по форме, на светлом фоне.
3.3. Цветовая гармония. Полярная гармония.
Понятие
«цветовая
гармония»,
«полярная
гармония»,
«дополнительные цвета». Этюд фруктов или овощей на
дополнительных цветах (красный-зеленый, желтый-фиолетовый и
т.д.) Использование акварели (техника a la prima), бумаги различных
форматов.
Самостоятельная работа: этюд фруктов или овощей по тому же
принципу.
3.4. Трехцветная и многоцветная гармонии.
Поиск цветовых отношений. Понятие трехцветной и многоцветной
гармонии. Этюд цветов в декоративно-плоскостном варианте, в
многоцветной гармонии. Использование акварели, бумаги
различных форматов.
Самостоятельная работа: натюрморт из цветов в трехцветной
гармонии.
Итого:

4

4

32 ч.

Первый год обучения
2 полугодие
№ п/п

Наименование темы

Кол-во
часов

Раздел 1. Гармония по общему цветовому тону.
1.1.

1.2.

1.3.

Натюрморт с простым предметом быта цилиндрической формы
(кастрюля) с фруктами в холодной гамме при теплом освещении
на нейтральном фоне.
Подчинение общему цветовому тону. Влияние цветовой среды на
предметы. Передача формы предмета с учетом изменения цвета от
освещения. Материалы: Использование гуаши (акварели), бумаги
формата А3.
Самостоятельная работа: Аудиторное задание по памяти.
Несложный натюрморт в теплой гамме при холодном освещении
на нейтральном фоне.
Подчинение общему цветовому тону. Влияние цветовой среды на
предметы. Передача формы предмета с учетом изменения цвета от
освещения. Материалы: Использование гуаши (акварели), бумаги
различных форматов.
Самостоятельная работа: Натюрморт из бытовой утвари.
Несложный натюрморт (серый чайник или кофейник с фруктами
на красном фоне).
Передача цветовых контрастов (хроматических). Влияние цветовой
среды на предметы. Понятие «цветовой контраст». Передача цвета
8

6

6

6

1.4.

1.5.

1.6.

предметов с учетом изменения цвета в зависимости от фона.
Материалы: Использование гуаши (акварели), бумаги различных
форматов.
Самостоятельная работа: Аудиторное задание по памяти.
Постановка из одного-двух предметов на цветном фоне с ясным
боковым освещением.
Передача цветовых контрастов (хроматических).
Влияние цветовой среды на предметы. Передача цвета предметов с
учетом изменения цвета в зависимости от фона. Материалы:
Использование
гуаши
(акварели),
бумаги
формата
А3.
Самостоятельная работа: Подобный натюрморт в домашних
условиях.
Натюрморт на контрастном цветовом фоне.
Контрасты светотени
на насыщенных цветах. Применение
различных приемов гуаши (акварели). Лепка формы предмета с
учетом цветовых и тональных отношений.
Материалы:
Использование гуаши (акварели), бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: Аудиторное задание по памяти.
Натюрморт из трех предметов в сближенной цветовой гамме на
цветном фоне.
Передача тонких цветовых отношений. Понятия «цветовая гамма»,
«колорит». Использование в процессе работы различных приемов
гуаши (акварели), передача взаимосвязи фона и предметов.
Материалы: Использование гуаши (акварели), бумаги различных
форматов.
Самостоятельная работа: Этюды отдельных предметов домашней
утвари.
Итого:

6

6

4

34 ч

Второй год обучения
1 полугодие
Раздел 1. Фактура и материальность
1.1.

1.2.

Технические приёмы работы гуашью. Букет цветов в
керамическом сосуде.
Передача материальности предметов путём использования приёмов
лессировки и пасты. Мазок как средство выразительности. Задача –
передать основную фактуру предметов. Формат А3. Техника
выполнения – гуашь.
Самостоятельная работа – зарисовка букета из сухих цветов.
Натюрморт с предметом из гипса.
Для постановки используется два-три предмета, различных по
материалу: металлический кувшин, гипсовый шар, фаянсовая чашка.
Задача – передать материальность предметов. Знакомство с
понятиями «блик», «рефлекс». Формат А3. Техника выполнения гуашь.
Самостоятельная работа – зарисовка предмета из металла.
9

6

6

Этюд с чучелом птицы.
Для постановки рекомендуется чучело птицы простой формы с
муляжами фруктов. Передача окраса птицы и материальности.
Формат А3. Техника выполнения – гуашь.
Самостоятельная работа – зарисовка меховой игрушки.
1.4. Натюрморт на нейтральном фоне предметов, различных по
материалу.
Для постановки берутся предметы, различные по фактуре. Например:
разделочная доска, чугунок, рушник, клубни картофеля, глиняная
кружка или кувшин. Задача – передать материальность предметов.
Формат А3. Техника выполнения – гуашь.
Самостоятельная работа – зарисовка предметов быта, различных по
материалу.
1.5. Этюд стеклянного кувшина или бутылки на цветном фоне.
Развитие умения передавать цветовые и тональные отношения
прозрачных предметов. Задача: Передача прозрачности стекла при
помощи технических приёмов работы гуашью (акварелью (по
сырому, лессировка, мазок)). Материалы: Использование гуаши
(акварели), бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: Этюд банки с водой на нейтральном фоне.
1.6. Этюд фигуры человека (в различных позах).
Формирование навыков создания целостности образа и колорита в
этюде фигуры человека. Поиск композиционного решения,
определение основных цветовых отношений фигуры без детальной
моделировки цветом. Материалы: Использование гуаши (акварели),
бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: Этюды фигуры
человека.
Итого:
1.3.

4

6

6

4

32 ч.

Второй год обучения
2 полугодие
№ п/п

Наименование темы

Формирование представления о большой форме в живописи.
Роль силуэта в живописи. Контраст форм и размеров ( букет в
вазе, как единая большая форма и небольшой по сравнению с
1.1 букетом лежащий рядом фрукт)
Гармония в рамках теплой цветовой гаммы. Прием работы
акварельными красками «По- сырому».
Формат А3. Материалы: бумага, акварель
Организация цветового пространства. Поиск динамической
композиции. Цветовое равновесие «Осенний натюрморт»
Натюрморт из 3-4 предметов быта с осенними листьями, корзиной
1.2.
(коробом) грибов, овощей и других природных форм.
Художественный метод и образное мышление. Создание
художественного образа средствами декоративной живописи. Поиск
10

Кол-во
часов
6

6

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.

композиционного решения. Решение колористических задач в
живописи натюрморта. Допускается применение черного контура,
обрубовочная трактовка формы, разбор формы по плоскостям. Гуашь.
Формат А-3
Изображение сложной формы в живописи. Светотеневая
моделировка формы.
Повторение пройденного материала по преломлению потока света по
тепло-холодности на свету и в тенях (от теплого на свету к холодным
теням). Живопись раздельным мазком по форме. Изображение
сложной формы в живописи. Светотеневая моделировка формы.
Повторение пройденного материала по преломлению потока света по
тепло-холодности на свету и в тенях (от теплого на свету к холодным
теням). Живопись раздельным мазком по форме. Гризайль четырех
цветная: белый с теплым охристым оттенком (для освещенных
участков постановки), черный и синий (для теневых), охра красная
(рефлексы). Приемы корпусного письма. Пастозная живопись.
Приемы корпусного письма. Пастозная живопись. Гуашь. Формат
бумаги А-3.
Натюрморт двухуровневый предметов быта в интерьере.
Освещение направленное.
Решение пространственных задач в живописи интерьера с глубоким
пространством. Живопись с натуры простых и сложных по форме
предметов быта, расположенных на разных уровнях и разных
пространственных планах. Определить и выразить средствами
живописи роль света в организации пространства. Акварель. Гуашь.
Формат бумаги А-3.
Портрет человека. Этюд.
Для постановки рекомендуется погрудный портрет. Конструктивного
построения не требуется. Передать первое впечатление о характере
человека. Формат А3. Материал – гуашь.
Самостоятельная работа – зарисовка портрета человека.
Тематический натюрморт.
Для постановки рекомендуются предметы на тему «Сельский быт»:
крынка молока, хлеб, лук, полотенце с вышивкой. Задача – лепка
формы предметов, передача пространства. Формат А3. Материал –
гуашь.
Самостоятельная работа – натюрморт с хлебом.
Итого:

6

6

4

6

34 ч.

Третий год обучения
1 полугодие
Раздел 1. Пространственные отношения.
1.1. Натюрморт с драпировкой.
Для постановки рекомендуется натюрморт из двух-трёх предметов и
драпировки со складками. Основная задача – прописать драпировки.
Формат А3. Материал – акварель.
Самостоятельная работа – зарисовка яблок на фоне сложной
11

6

драпировки.
1.2. Пленэр. Этюды выполненные с натуры
Этюды выполненные с натуры. Для развития визуального мышления,
объемно-пространственных представлений, формированию навыков
работы различными художественными материалами.
Формат – А4. Материал – акварель.
Самостоятельная работа – зарисовки природы
1.3. Многопредметный натюрморт.
Для постановки берётся 4-5 предметов. Основная задача – правильно
расположить предметы в пространстве при построении, нарисовать
конструкцию предметов. Формат – А3. Материал – акварель.
Самостоятельная работа – зарисовка многопредметного натюрморта.
1.4. Натюрморт из бытовых предметов.
Для постановки берутся предметы быта: кухонная утварь. Основная
задача: передать колористическую гамму и создать объём предметов.
Формат А3. Материал – гуашь.
Самостоятельная работа: зарисовка предметов быта.
Раздел 2. Колорит.

2

Этюд из цветов и фруктов на нейтральном фоне.
Задача постановки – создание общего колорита букета. Формат – А3.
Материал – гуашь.
Самостоятельная работа – зарисовка живых цветов.
Натюрморт из 5 предметов, различных по окраске и форме на
фоне двух однотонных драпировок.
Для натюрморта рекомендуются предметы в цветовом контрасте
синий-оранжевый на фоне двух однотонных драпировок. Формат –
А3. Материал – гуашь.
Самостоятельная работа – зарисовка глиняного кувшина на синей
драпировке.
Итого:

4

2.1.

2.2.

6

6

8

32 ч.

Третий год обучения
2 полугодие
1.1.

1.2.

Натюрморт из различных фруктов и овощей на нейтральном
фоне.
Подчинение общему цветовому тону. Поиск цветовых отношений.
Локальный цвет и оттенки цвета на свету, в тени и на рефлексах.
Материалы: Использование гуаши (акварели), бумаги различных
форматов.
Самостоятельная работа: Натюрморт из бытовой утвари.
Натюрморт из предметов неправильной формы.
Для постановки берутся предметы неправильной формы. Основная
задача – передать объём предметов. Формат – А3. Материал –
гуашь.
Самостоятельная работа – зарисовка предметов неправильной
формы.
12

6

6

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.

1.7.

Этюд предметов быта.
Передать колористическую гамму и создать объём предметов.
Формат А3. Материал – гуашь.
Натюрморт тематический
Для постановки рекомендуются предметы на тему «Школьные
предметы»: лампа, раскрытая книга, стаканчик с карандашами и т.д.
Формат А3. Материал – гуашь.
Пленэр. Этюды выполненные с натуры
Этюды выполненные с натуры. Для развития визуального
мышления,
объемно-пространственных
представлений,
формированию навыков работы различными художественными
материалами.
Формат – А4. Материал – акварель.
Самостоятельная работа – зарисовки природы
Натюрморт из старинных предметов быта сложной формы
Беседа о конструктивном рисунке предметов быта сложной формы
и фактуры. Для постановки используется самовар и другие
предмета быта
Формат А3. Материал – гуашь.
Итоговая аттестация
Итого:

4

6

2

8

2
34 ч.

2.2. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
 знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств,
 знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей,
создания цветового строя;
 умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственновоздушной среды;
 умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
 умение раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих
работах;
 навыки в использовании основных техник и материалов;
 навыки последовательного ведения живописной работы.
2.3.Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления
контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль
осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции.
Видами контроля по учебному предмету «Живопись» являются текущая и
промежуточная аттестации. Текущая аттестация проводится с целью контроля качества
освоения конкретной темы или раздела по учебному предмету. Текущая аттестация
проводится по четвертям в форме просмотра учебных и домашних работ ведущим
преподавателем, оценки заносятся в классный журнал.
Виды и формы промежуточной и итоговой аттестации:
13

Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль
успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве текущего контроля успеваемости используются просмотры учебнотворческих работ. Текущий контроль успеваемости проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета – просмотра учебнотворческих работ, на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет. После 3 класса проводится экзамен.
Выставляются
оценки
«отлично»,
«хорошо»,
«удовлетворительно»,
«неудовлетворительно».
Критерии оценок:
«5» (отлично) выставляется за работу, где полностью решены поставленные задачи.
«4» (хорошо) выставляется за работу, где полностью решены поставленные задачи, но
проявляются небольшая небрежность в исполнении и несущественные композиционные
ошибки.
«3» (удовлетворительно) выставляется за работу, где частично решены поставленные
задачи, имеются в исполнении небрежность и композиционные ошибки.
«2» (неудовлетворительно) выставляется за работу, где ни одна из поставленных задач не
решена.
По завершении изучения предмета по итогам промежуточных аттестаций
обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании
ДШИ.
2.4.Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателям
Предложенные в настоящей программе темы заданий по живописи следует
рассматривать как рекомендательные. Обучение построено, в основном, на рисовании с
натуры натюрмортов, которые необходимо ставить, руководствуясь принципами цветовой
гармонии. Задания предусматривают наличие богатого натурного фонда, большого
иллюстративного материала.
Программа предлагает следующую схему этапов выполнения заданий по
живописи:
1. Анализ цветового строя натюрморта.
2. Анализ натюрмортов с подобным цветовым решением у художников-классиков.
3. Выбор техники исполнения.
4. Варианты цветотональных эскизов с разным композиционным решением.
5. Выполнение картона.
6. Выполнение работы на формате в материале.
Работа, как правило, ведется акварельными красками. Техника исполнения и
формат работы обсуждается с преподавателем.
Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для
самостоятельного обучения, которые включают в себя
- посещение выставок;
- поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;
- чтение дополнительной литературы;
- выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях;
- посильное копирование шедевров мирового искусства;
- выполнение аудиторных заданий по памяти.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
14

Обучение
рисунку
должно
сопровождаться
выполнением
домашних
(самостоятельных) заданий. Каждое программное задание предусматривает выполнение
набросков и зарисовок по теме занятия. Домашние задания должны быть посильными и
нетрудоемкими по времени. Регулярность выполнения самостоятельных работ должна
контролироваться педагогом и влиять на итоговую оценку обучающегося.
Ход работы учебных заданий сопровождается периодическим анализом с участием
самих обучающихся с целью развития у них аналитических способностей и умения
прогнозировать и видеть ошибки. Каждое задание оценивается соответствующей оценкой.
Список литературы и средств обучения
1. Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты».- М.: Просвещение, 1989
2. Основы живописи. Полный курс живописи и рисунка. – перевод О. Вартанова Испания, 1994
3. Основы живописи и рисования/ пер. с англ. Л. Степановой.- М.: Издательство АСТ,
2017
4. Панксенов Г.И. «Живопись. Форма, цвет, изображение» Учебное пособие для студ.
высш. худ. учебных заведений/ Г.И. Панксенов – М.: Издательский центр «Академия»,
2007
5. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5—8 кл.: В 4 ч. Ч, 2.
Основы живописи.— Обнинск: Титул, 1998

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».