Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Михайловская детская школа искусств» Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области художественного искусства «Изобразительное искусство» Срок обучения 3 года Программа по учебному предмету ЖИВОПИСЬ Михайловск 2021 2 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка……………………………………………………………………4 1.1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе….4 1.2.Срок реализации учебного предмета……………………………………………………...4 1.3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета……………………………………………....4 1.4. Сведения о затраты учебного времени…………………………………………………...4 1.5.Форма проведения учебных занятий…………………………………………………………………………………………....4 1.6.Цель и задачи учебного предмета………………………………………………………....5 1.7.Обоснование структуры учебного предмета……………………………………………..5 1.8. Методы обучения…………………………………………………………………………..5 1.9.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета………..5 II. Содержание учебного предмета………………………………………………………….6 2.1. Учебно-тематический план……………………………………………………………….6 2.2. Требования к уровню подготовки обучающихся……………………………………….13 2.3.Формы и методы контроля, система оценок. Аттестация: цели, виды, форма, содержание……………………………………………………………………………………...13 2.4.Методическое обеспечение учебного процесса………………………………………...14 Список литературы и средств обучения………………………………………………….15 3 I. Пояснительная записка 1.1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом образовательных программ, разрабатываемых в МАУДО Михайловская ДШИ самостоятельно. Наряду с рисунком и композицией, живопись является одним из ведущих предметов в учебном процессе в детской школе искусств. Основным принципом обучения предмету является нераздельность процесса работы над цветом и формой, так как решение колористических задач не может проходить в отрыве от изучения формы. В процессе обучения учащийся должен научиться видеть и передавать цветовые отношения. Сначала в их простейшем локальном состоянии на плоских формах, затем — на простых цветовых, с учетом теплых и холодных цветов, далее — на более сложных формах и с более сложными цветовыми отношениями и рефлексами. И наконец, — в условиях пространственной воздушной среды. 1.2.Срок реализации учебного предмета Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Изобразительное искусство» по предмету «Живопись» рассчитана на 3 летнее обучение детей 9-10 лет. 1.3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета Общая трудоемкость учебного предмета «Живопись» при 3-летнем сроке обучения составляет 297 часов. Из них 198 часов – аудиторные занятия, 99 часа – самостоятельная работа. Самостоятельная работа детей предполагает и самостоятельное закрепление изучаемых тем, и помощь взрослых, а также участие детей в творческих мероприятиях. 1.4. Сведения о затраты учебного времени Вид учебной работы Затраты учебного времени Годы обучения Полугодия Количество недель Аудиторные занятия Самостоятельная работа Максимальная учебная нагрузка 1-й год 16 17 16 17 32 34 16 17 48 51 2-й год 16 17 16 17 32 34 16 17 48 51 3-й год 16 16 32 16 48 Всего часов 17 17 34 17 51 198 99 297 1.5.Форма проведения учебных занятий Учебные занятия по учебному предмету «Живопись» проводятся в форме аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций. Занятия по 4 учебному предмету и проведение консультаций осуществляется в форме групповых занятий. Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Рекомендуемый объем учебных занятий в неделю по учебному предмету «Живопись» дополнительная общеразвивающая программа составляет: - аудиторные занятия: 1 - 3 классы – по 2 часа в неделю; - самостоятельная работа: 1 - 3 классы – 1 часу в неделю 1.6.Цель и задачи учебного предмета Цель: Формирование у учащихся знаний, умений, навыков в реалистической передаче натуры средствами живописи. Задачи: развитие у учащихся способности видеть и изображать окружающих мир во всем многообразии его цвето - световых отношений; пользуясь живописными средствами, научиться «лепить» форму цветом, овладеть техническими приемами акварельной живописи, гуашью и основами цветоведения. 1.7.Обоснование структуры учебного предмета Программа разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего обучения, психологических особенностей детей дошкольного возраста и включает в себя следующие разделы: сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; распределение учебного материала по годам обучения; требования к уровню подготовки обучающихся; формы и методы контроля; методическое обеспечение учебного процесса. 1.8. Методы обучения Для достижения поставленнойцели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: словесный (объяснение, беседа, рассказ); наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); практический; эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). 1.9.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Для проведения занятий по предмету «Живопись» необходимо хорошо освещённое помещение, оснащённое мольбертами и стульями в соответствии с ростом учащихся, ученическая доска, наглядный материал, материалы в соответствии с темой урока. Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. 5 Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой. II. Содержание учебного предмета Умение «лепить» форму цветом. Владение основами цветоведения, знание основных терминов (цветовой круг /спектр, цвета теплые и холодные, хроматические и ахроматические, сближенные и контрастные, локальный цвет, основные и дополнительные цвета; тон, светлота; три характеристики цвета). Владение техническими приемами акварельной живописи: заливка, размывка, вливание цвета в цвет, работа по - сухому и по - сырому, а-ля прима, лессировка, мазок. Знакомство с работами мастеров зарубежного, русского искусства. Осознанное и осмысленное восприятие формата, ритма, тонадекоративности, закона соподчинения и контраста, целого и детали, колористической целостности листа. Умение видеть отношение, анализировать влияние одного цвета на другой, чувствовать изменение цвета предмета в зависимости от окружающей среды и характера освещенности. Умение видеть отношениями, владение приемом «расфокусированного» зрения. Анализ влияния одного цвета на другой. Умение передать изменение цвета предмета в зависимости от окружающей среды и освещенности. Умение последовательно вести этюд, брать большие цветовые отношения, передавать свето-воздушную среду, ставить творческие задачи. Владение навыками передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены. Умение выразить свое индивидуальное отношение к изображаемому, передать меру условности, «режиссуру» видения работы. При этом техническая сторона должна соответствовать творческой. Основными видами контроля полученных умений и навыков по предмету, а также формами промежуточной и итоговой аттестации являются просмотры. 2.1. Учебно-тематический план Первый год обучения 1 полугодие № п/п Наименование темы Кол-во часов Раздел 1. Технические приемы в освоении живописи 1.1. Понятие «живопись». Природа цвета. Цветовой спектр. Основные и дополнительные цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Знакомство с художественными материалами, инструментами. 6 2 Формирование навыков работы с красками, умения достигать многообразия цветовых оттенков и гармоничных сочетаний. Знакомство с ахроматическими и хроматическими, основными и составными цветами. Выполнение упражнения на получение составных цветов из основных. Орнамент с основными и составными цветами. Применение лессировок. Формат А4. Материалы: бумага, акварельные краски, бумага, палитра. Самостоятельная работа: орнамент с основными и составными цветами. 1.2. Цветовой круг И. Иттена. Основные и дополнительные цвета. Противоположные цвета. Основные свойства цвета: цветовой тон (тепло холодность), светлота, насыщенность. Знакомство с холодными и теплыми цветами. Составление сложных цветов в процессе выполнения цветовых растяжек с переходом от теплых до холодных оттенков. Выполнение растяжек от желтого к красному, от красного к синему, от синего к фиолетовому и т.п. Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: пейзаж с закатом солнца. 1.3. Характеристика цвета. Три основных свойства цвета. Закрепление знаний о возможностях цвета. Понятия «цветовой тон», «насыщенность», «светлота». Умение составлять сложные цвета. Прием вливания цвета в цвет. Тема «Листья». Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: смешение красок с черным цветом. Тема «Ненастье». Раздел 2. Изображение предметов плоской формы акварелью 2.1. Приемы работы с акварелью. Использование возможностей акварели. Отработка основных приемов (заливка, мазок). Этюды перьев птиц, коры деревьев и т.п. Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: этюды осенних цветов. 2.2. Приемы работы с акварелью. Использование возможностей акварели. Отработка основных приемов (заливка, по-сырому, a la prima). Этюд с палитрой художника. Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: этюды природных материалов (шишки, коряги, ракушки и т.п.) Раздел 3. Нюанс. Цветовая гармония. 3.1. Развитие представления о локальном цвете и нюансах. Понятие «среда». Влияние освещения на цвет. Изображение драпировок, сближенных по цветовому тону, без складок в вертикальной и горизонтальной плоскостях при теплом освещении. Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: изображение драпировок, сближенных по цветовому тону, без складок в вертикальной и горизонтальной плоскостях при холодном освещении. 3.2. Световой контраст (ахроматический контраст). Гризайль. Силуэт. Форма предмета, решение силуэта. Монохром. Натюрморт 7 4 2 2 4 4 6 из светлых предметов, различных по форме, на темном фоне. Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: монохром. Натюрморт из темных предметов, различных по форме, на светлом фоне. 3.3. Цветовая гармония. Полярная гармония. Понятие «цветовая гармония», «полярная гармония», «дополнительные цвета». Этюд фруктов или овощей на дополнительных цветах (красный-зеленый, желтый-фиолетовый и т.д.) Использование акварели (техника a la prima), бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: этюд фруктов или овощей по тому же принципу. 3.4. Трехцветная и многоцветная гармонии. Поиск цветовых отношений. Понятие трехцветной и многоцветной гармонии. Этюд цветов в декоративно-плоскостном варианте, в многоцветной гармонии. Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: натюрморт из цветов в трехцветной гармонии. Итого: 4 4 32 ч. Первый год обучения 2 полугодие № п/п Наименование темы Кол-во часов Раздел 1. Гармония по общему цветовому тону. 1.1. 1.2. 1.3. Натюрморт с простым предметом быта цилиндрической формы (кастрюля) с фруктами в холодной гамме при теплом освещении на нейтральном фоне. Подчинение общему цветовому тону. Влияние цветовой среды на предметы. Передача формы предмета с учетом изменения цвета от освещения. Материалы: Использование гуаши (акварели), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: Аудиторное задание по памяти. Несложный натюрморт в теплой гамме при холодном освещении на нейтральном фоне. Подчинение общему цветовому тону. Влияние цветовой среды на предметы. Передача формы предмета с учетом изменения цвета от освещения. Материалы: Использование гуаши (акварели), бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: Натюрморт из бытовой утвари. Несложный натюрморт (серый чайник или кофейник с фруктами на красном фоне). Передача цветовых контрастов (хроматических). Влияние цветовой среды на предметы. Понятие «цветовой контраст». Передача цвета 8 6 6 6 1.4. 1.5. 1.6. предметов с учетом изменения цвета в зависимости от фона. Материалы: Использование гуаши (акварели), бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: Аудиторное задание по памяти. Постановка из одного-двух предметов на цветном фоне с ясным боковым освещением. Передача цветовых контрастов (хроматических). Влияние цветовой среды на предметы. Передача цвета предметов с учетом изменения цвета в зависимости от фона. Материалы: Использование гуаши (акварели), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: Подобный натюрморт в домашних условиях. Натюрморт на контрастном цветовом фоне. Контрасты светотени на насыщенных цветах. Применение различных приемов гуаши (акварели). Лепка формы предмета с учетом цветовых и тональных отношений. Материалы: Использование гуаши (акварели), бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: Аудиторное задание по памяти. Натюрморт из трех предметов в сближенной цветовой гамме на цветном фоне. Передача тонких цветовых отношений. Понятия «цветовая гамма», «колорит». Использование в процессе работы различных приемов гуаши (акварели), передача взаимосвязи фона и предметов. Материалы: Использование гуаши (акварели), бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: Этюды отдельных предметов домашней утвари. Итого: 6 6 4 34 ч Второй год обучения 1 полугодие Раздел 1. Фактура и материальность 1.1. 1.2. Технические приёмы работы гуашью. Букет цветов в керамическом сосуде. Передача материальности предметов путём использования приёмов лессировки и пасты. Мазок как средство выразительности. Задача – передать основную фактуру предметов. Формат А3. Техника выполнения – гуашь. Самостоятельная работа – зарисовка букета из сухих цветов. Натюрморт с предметом из гипса. Для постановки используется два-три предмета, различных по материалу: металлический кувшин, гипсовый шар, фаянсовая чашка. Задача – передать материальность предметов. Знакомство с понятиями «блик», «рефлекс». Формат А3. Техника выполнения гуашь. Самостоятельная работа – зарисовка предмета из металла. 9 6 6 Этюд с чучелом птицы. Для постановки рекомендуется чучело птицы простой формы с муляжами фруктов. Передача окраса птицы и материальности. Формат А3. Техника выполнения – гуашь. Самостоятельная работа – зарисовка меховой игрушки. 1.4. Натюрморт на нейтральном фоне предметов, различных по материалу. Для постановки берутся предметы, различные по фактуре. Например: разделочная доска, чугунок, рушник, клубни картофеля, глиняная кружка или кувшин. Задача – передать материальность предметов. Формат А3. Техника выполнения – гуашь. Самостоятельная работа – зарисовка предметов быта, различных по материалу. 1.5. Этюд стеклянного кувшина или бутылки на цветном фоне. Развитие умения передавать цветовые и тональные отношения прозрачных предметов. Задача: Передача прозрачности стекла при помощи технических приёмов работы гуашью (акварелью (по сырому, лессировка, мазок)). Материалы: Использование гуаши (акварели), бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: Этюд банки с водой на нейтральном фоне. 1.6. Этюд фигуры человека (в различных позах). Формирование навыков создания целостности образа и колорита в этюде фигуры человека. Поиск композиционного решения, определение основных цветовых отношений фигуры без детальной моделировки цветом. Материалы: Использование гуаши (акварели), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: Этюды фигуры человека. Итого: 1.3. 4 6 6 4 32 ч. Второй год обучения 2 полугодие № п/п Наименование темы Формирование представления о большой форме в живописи. Роль силуэта в живописи. Контраст форм и размеров ( букет в вазе, как единая большая форма и небольшой по сравнению с 1.1 букетом лежащий рядом фрукт) Гармония в рамках теплой цветовой гаммы. Прием работы акварельными красками «По- сырому». Формат А3. Материалы: бумага, акварель Организация цветового пространства. Поиск динамической композиции. Цветовое равновесие «Осенний натюрморт» Натюрморт из 3-4 предметов быта с осенними листьями, корзиной 1.2. (коробом) грибов, овощей и других природных форм. Художественный метод и образное мышление. Создание художественного образа средствами декоративной живописи. Поиск 10 Кол-во часов 6 6 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. композиционного решения. Решение колористических задач в живописи натюрморта. Допускается применение черного контура, обрубовочная трактовка формы, разбор формы по плоскостям. Гуашь. Формат А-3 Изображение сложной формы в живописи. Светотеневая моделировка формы. Повторение пройденного материала по преломлению потока света по тепло-холодности на свету и в тенях (от теплого на свету к холодным теням). Живопись раздельным мазком по форме. Изображение сложной формы в живописи. Светотеневая моделировка формы. Повторение пройденного материала по преломлению потока света по тепло-холодности на свету и в тенях (от теплого на свету к холодным теням). Живопись раздельным мазком по форме. Гризайль четырех цветная: белый с теплым охристым оттенком (для освещенных участков постановки), черный и синий (для теневых), охра красная (рефлексы). Приемы корпусного письма. Пастозная живопись. Приемы корпусного письма. Пастозная живопись. Гуашь. Формат бумаги А-3. Натюрморт двухуровневый предметов быта в интерьере. Освещение направленное. Решение пространственных задач в живописи интерьера с глубоким пространством. Живопись с натуры простых и сложных по форме предметов быта, расположенных на разных уровнях и разных пространственных планах. Определить и выразить средствами живописи роль света в организации пространства. Акварель. Гуашь. Формат бумаги А-3. Портрет человека. Этюд. Для постановки рекомендуется погрудный портрет. Конструктивного построения не требуется. Передать первое впечатление о характере человека. Формат А3. Материал – гуашь. Самостоятельная работа – зарисовка портрета человека. Тематический натюрморт. Для постановки рекомендуются предметы на тему «Сельский быт»: крынка молока, хлеб, лук, полотенце с вышивкой. Задача – лепка формы предметов, передача пространства. Формат А3. Материал – гуашь. Самостоятельная работа – натюрморт с хлебом. Итого: 6 6 4 6 34 ч. Третий год обучения 1 полугодие Раздел 1. Пространственные отношения. 1.1. Натюрморт с драпировкой. Для постановки рекомендуется натюрморт из двух-трёх предметов и драпировки со складками. Основная задача – прописать драпировки. Формат А3. Материал – акварель. Самостоятельная работа – зарисовка яблок на фоне сложной 11 6 драпировки. 1.2. Пленэр. Этюды выполненные с натуры Этюды выполненные с натуры. Для развития визуального мышления, объемно-пространственных представлений, формированию навыков работы различными художественными материалами. Формат – А4. Материал – акварель. Самостоятельная работа – зарисовки природы 1.3. Многопредметный натюрморт. Для постановки берётся 4-5 предметов. Основная задача – правильно расположить предметы в пространстве при построении, нарисовать конструкцию предметов. Формат – А3. Материал – акварель. Самостоятельная работа – зарисовка многопредметного натюрморта. 1.4. Натюрморт из бытовых предметов. Для постановки берутся предметы быта: кухонная утварь. Основная задача: передать колористическую гамму и создать объём предметов. Формат А3. Материал – гуашь. Самостоятельная работа: зарисовка предметов быта. Раздел 2. Колорит. 2 Этюд из цветов и фруктов на нейтральном фоне. Задача постановки – создание общего колорита букета. Формат – А3. Материал – гуашь. Самостоятельная работа – зарисовка живых цветов. Натюрморт из 5 предметов, различных по окраске и форме на фоне двух однотонных драпировок. Для натюрморта рекомендуются предметы в цветовом контрасте синий-оранжевый на фоне двух однотонных драпировок. Формат – А3. Материал – гуашь. Самостоятельная работа – зарисовка глиняного кувшина на синей драпировке. Итого: 4 2.1. 2.2. 6 6 8 32 ч. Третий год обучения 2 полугодие 1.1. 1.2. Натюрморт из различных фруктов и овощей на нейтральном фоне. Подчинение общему цветовому тону. Поиск цветовых отношений. Локальный цвет и оттенки цвета на свету, в тени и на рефлексах. Материалы: Использование гуаши (акварели), бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: Натюрморт из бытовой утвари. Натюрморт из предметов неправильной формы. Для постановки берутся предметы неправильной формы. Основная задача – передать объём предметов. Формат – А3. Материал – гуашь. Самостоятельная работа – зарисовка предметов неправильной формы. 12 6 6 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. Этюд предметов быта. Передать колористическую гамму и создать объём предметов. Формат А3. Материал – гуашь. Натюрморт тематический Для постановки рекомендуются предметы на тему «Школьные предметы»: лампа, раскрытая книга, стаканчик с карандашами и т.д. Формат А3. Материал – гуашь. Пленэр. Этюды выполненные с натуры Этюды выполненные с натуры. Для развития визуального мышления, объемно-пространственных представлений, формированию навыков работы различными художественными материалами. Формат – А4. Материал – акварель. Самостоятельная работа – зарисовки природы Натюрморт из старинных предметов быта сложной формы Беседа о конструктивном рисунке предметов быта сложной формы и фактуры. Для постановки используется самовар и другие предмета быта Формат А3. Материал – гуашь. Итоговая аттестация Итого: 4 6 2 8 2 34 ч. 2.2. Требования к уровню подготовки обучающихся Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств, знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей, создания цветового строя; умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственновоздушной среды; умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека; умение раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах; навыки в использовании основных техник и материалов; навыки последовательного ведения живописной работы. 2.3.Формы и методы контроля, система оценок Аттестация: цели, виды, форма, содержание Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции. Видами контроля по учебному предмету «Живопись» являются текущая и промежуточная аттестации. Текущая аттестация проводится с целью контроля качества освоения конкретной темы или раздела по учебному предмету. Текущая аттестация проводится по четвертям в форме просмотра учебных и домашних работ ведущим преподавателем, оценки заносятся в классный журнал. Виды и формы промежуточной и итоговой аттестации: 13 Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. В качестве текущего контроля успеваемости используются просмотры учебнотворческих работ. Текущий контроль успеваемости проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в форме зачета – просмотра учебнотворческих работ, на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. После 3 класса проводится экзамен. Выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Критерии оценок: «5» (отлично) выставляется за работу, где полностью решены поставленные задачи. «4» (хорошо) выставляется за работу, где полностью решены поставленные задачи, но проявляются небольшая небрежность в исполнении и несущественные композиционные ошибки. «3» (удовлетворительно) выставляется за работу, где частично решены поставленные задачи, имеются в исполнении небрежность и композиционные ошибки. «2» (неудовлетворительно) выставляется за работу, где ни одна из поставленных задач не решена. По завершении изучения предмета по итогам промежуточных аттестаций обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ДШИ. 2.4.Методическое обеспечение учебного процесса Методические рекомендации преподавателям Предложенные в настоящей программе темы заданий по живописи следует рассматривать как рекомендательные. Обучение построено, в основном, на рисовании с натуры натюрмортов, которые необходимо ставить, руководствуясь принципами цветовой гармонии. Задания предусматривают наличие богатого натурного фонда, большого иллюстративного материала. Программа предлагает следующую схему этапов выполнения заданий по живописи: 1. Анализ цветового строя натюрморта. 2. Анализ натюрмортов с подобным цветовым решением у художников-классиков. 3. Выбор техники исполнения. 4. Варианты цветотональных эскизов с разным композиционным решением. 5. Выполнение картона. 6. Выполнение работы на формате в материале. Работа, как правило, ведется акварельными красками. Техника исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем. Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для самостоятельного обучения, которые включают в себя - посещение выставок; - поиск необходимого материала в сетевых ресурсах; - чтение дополнительной литературы; - выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях; - посильное копирование шедевров мирового искусства; - выполнение аудиторных заданий по памяти. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся 14 Обучение рисунку должно сопровождаться выполнением домашних (самостоятельных) заданий. Каждое программное задание предусматривает выполнение набросков и зарисовок по теме занятия. Домашние задания должны быть посильными и нетрудоемкими по времени. Регулярность выполнения самостоятельных работ должна контролироваться педагогом и влиять на итоговую оценку обучающегося. Ход работы учебных заданий сопровождается периодическим анализом с участием самих обучающихся с целью развития у них аналитических способностей и умения прогнозировать и видеть ошибки. Каждое задание оценивается соответствующей оценкой. Список литературы и средств обучения 1. Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты».- М.: Просвещение, 1989 2. Основы живописи. Полный курс живописи и рисунка. – перевод О. Вартанова Испания, 1994 3. Основы живописи и рисования/ пер. с англ. Л. Степановой.- М.: Издательство АСТ, 2017 4. Панксенов Г.И. «Живопись. Форма, цвет, изображение» Учебное пособие для студ. высш. худ. учебных заведений/ Г.И. Панксенов – М.: Издательский центр «Академия», 2007 5. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5—8 кл.: В 4 ч. Ч, 2. Основы живописи.— Обнинск: Титул, 1998 15