Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Михайловская детская школа искусств» Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области художественного искусства «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» Срок обучения 3 года Михайловск 2021 г. Содержание I. Пояснительная записка......................................................................................................... 4 II. Требования к минимуму содержания ДООП «Изобразительное искусство» ................................................................................................................................ 5 III. Планируемые результаты освоения образовательной программы................................... 5 IV. Основные требования к условиям организации ДООП «Изобразительное искусство» ………………….…..………………………………………………………………………..……6 V. Материально-технические условия реализации дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Изобразительное искусство» ................................................................................................................................ 7 VI. Учебный план дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Изобразительное искусство» ................................................................................................. 7 VII. Перечень программ учебных предметов .......................................................................... 8 VIII. Система и критерий оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения обучающимися общеразвивающей программы «Изобразительное искусство» ................................................................................................................................ 8 IX. Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности обучающихся.............................................................................................................................9 3 I. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области искусства «Изобразительное искусство» (срок реализации 3 года) (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 « 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ, а также с учетом образовательных программ, разрабатываемых в МАУДО Михайловская ДШИ самостоятельно. Актуальность разработки дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области художественного искусства «Изобразительное искусство» направлены на знакомство учащихся с первичными знаниями о видах и жанрах изобразительного искусства, о правилах изображения с натуры и по памяти предметов (объектов) окружающего мира, об основах цветоведения, о формальной композиции, о способах работы с различными художественными материалами и техниками. Общеразвивающая образовательная программа «Изобразительное искусство» способствует эстетическому воспитанию учащихся, формированию художественного вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное. Программа обеспечивает развитие творческих способностей детей и подростков и формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Начальные знания по изобразительной грамоте и владение художественными материалами и техниками дает свободу самовыражения и помогает найти свой собственный язык изобразительного искусства, язык, при помощи которого учащиеся смогут передавать свои мысли и впечатления. Направленность дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области художественного искусства «Изобразительное искусство»: художественная (художественно-эстетическая). Изобразительное искусство тесно связано с жизнью человека. Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств. Срок освоения программы для детей, поступивших в школу в возрасте 9-10 лет, составляет 3 года. Цель программы: эстетическое развитие и формирование художественно-творческих способностей детей. Основными задачами обучения изобразительному искусству являются: обучение основам изобразительной грамоты и формирование художественных знаний, умений и навыков; развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей личности ребенка; воспитание нравственных качеств личности ученика, эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира; содействие профессиональному самоопределению учащихся. Образование как процесс всестороннего развития личности тесно связан с повышением интеллектуальной и эстетической культуры детей. В настоящее время, согласно Концепции развития дополнительного образования детей «… в ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системе образования и социализации 4 человека,… в связи с чем, образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения человеком самого себя». В этом плане большое значение имеет дополнительное художественное образование, миссия которого заключается в «наиболее полном обеспечении права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей…». Именно дополнительное художественное образование способствует выявлению и развитию творческих задатков и способностей детей, в том числе их интеллектуальной и эмоциональной активности. II. Требования к минимуму содержания ДООП «Изобразительное искусство» Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области художественного искусства «Изобразительное искусство» обеспечивает развитие значимых для образования, социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его личностных и духовных качеств. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области художественного искусства «Изобразительное искусство» реализуется посредством: личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовно-нравственное самоопределение ребенка, а также воспитания творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира; вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности. При реализации общеразвивающих программ в области искусств образовательная организация устанавливает самостоятельно: планируемые результаты освоения образовательной программы; график образовательного процесса и промежуточной аттестации; содержание и форму итоговой аттестации; систему и критерии оценок. В результате освоения Программы происходит целостное художественноэстетическое развитие личности, формируются и развиваются общекультурные компетенции с параллельным приобретением основных знаний, умений и навыков в области исполнительской (художественно-творческой) деятельности. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области художественного искусства «Изобразительное искусство» состоит из следующих образовательных дисциплин (учебных предметов): Рисунок Живопись История изобразительного искусства Содержание учебных предметов направлено на формирование у обучающихся общих историко-теоретических знаний об искусстве и технологиях, приобретение детьми начальных базовых художественно-творческих умений и навыков в том или ином виде (видах) искусства. III. Планируемые результаты освоения образовательной программы Результатом освоения общеразвивающей программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: По программе «Рисунок»: 5 знать понятия «пропорция», «симметрия», «светотень»; знать законы перспективы; уметь использовать приемы линейной и воздушной перспективы; уметь моделировать форму сложных предметов тоном; уметь последовательно вести длительную постановку; уметь рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях; уметь принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния; навыки владения линией, штрихом, пятном; навыки выполнения линейного и живописного рисунка; навыки передачи фактуры и материала предмета; навыки передачи пространства средствами штриха и светотени. По программе «Живопись»: знать свойства живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств, знать художественные и эстетические свойства цвета, основные закономерности, создание цветового строя; уметь видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственновоздушной среды; уметь изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека; уметь раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах; навыки в использовании основных техник и материалов; навыки последовательного ведения живописной работы. По программе «История изобразительного искусства»: знать виды и жанры изобразительного искусства; знать основные этапы развития русского и западноевропейского искусства; знать основные общественно-политические события жизни западноевропейских стран и России и их влияние на искусство; знать характерные черты, присущие архитектурным, скульптурным и живописным произведениям разных эпох и стилей; знать основные произведения мастеров архитектуры, скульптуры и живописи; знать творческий путь известных мастеров русского и западноевропейского искусства. уметь проводить сравнительный анализ произведений архитектуры, скульптуры и живописи разных стилей и эпох; уметь анализировать отдельные произведения искусства с точки зрения обусловленности внешней формы внутренним идейным содержанием; уметь выявлять общие стилевые черты в архитектурных, скульптурных и живописных произведениях разных стран и эпох; уметь определять национальные черты в произведениях искусства; уметь различать индивидуальный «почерк» отдельных художников; уметь выявлять средства выразительности, которыми пользуется художник, и понимать, какое значение они имеют для выражения отношения художника к изображаемым явлениям. IV. Основные требования к условиям организации ДООП «Изобразительное искусство» учащиеся посещают школу не более 2-х раз в неделю продолжительных занятий – 40 минут количество занятий в день – не более 3-х форма занятий мелко групповая от 4 до 8 человек 6 продолжительность учебных занятий не менее 33 недель, в течение учебного года продолжительность каникул не менее 3 недель, продолжительность летних каникул – не менее 13 недель. Аудиторные занятия проводятся по группам (мелкогрупповые занятия). Количество обучающихся при мелкогрупповой форме - от 4-х до 8 человек. Реализация программы обеспечивается учебно-методической документацией (учебниками, учебнометодическими изданиями, конспектами лекций, аудио и видео материалами) по всем учебным предметам. Занятия по ДООП «Изобразительное искусство» проводятся в специально оснащенных аудиториях по каждому учебному предмету. V. Материально-технические условия реализации дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Изобразительное искусство» Материально-технические условия обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, предусмотренных данной образовательной программой. Материально-техническая база соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. школа соблюдает сроки своевременного текущего и капитального ремонта. Минимально необходимый для реализации дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Изобразительное искусство» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения соответствует профилю данной программы и включает в себя: учебные аудитории (классы) для организации и проведения мелкогрупповых занятий со специальным учебным оборудованием (столы, стулья, шкафы, стеллажи, мольберты, наглядные пособия и пр.); библиотеку. Учебные аудитории имеют звукоизоляцию и оформлены наглядными пособиями. Учебные аудитории для индивидуальных занятий имеют площадь не менее 6 кв. метров. В школе созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного оборудования. Технические средства при реализации учебного процесса: наличие аудио и видеозаписей, проектор, компьютер / ноутбук. VI. Учебный план дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Изобразительное искусство» Учебный план по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Изобразительное искусство» разработан на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», а также с учетом опыта последних десятилетий по реализации программ художественно-эстетической направленности в детских музыкальных школах и школах искусств. Учебный план по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе в области изобразительного и музыкального искусства «Изобразительное искусство» является частью этой образовательной программы и отражает ее структуру, определяет содержание и организацию образовательного процесса в школе с учетом занятости детей в общеобразовательных организациях, т. е. параллельное освоение детьми основных общеобразовательных программ, сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства, а также индивидуального творческого развития детей, социально-культурных особенностей г. Михайловска, Нижнесергинского муниципального района, Свердловской области и Уральского региона. 7 Учебный план отражает структуру образовательной программы в части наименования предметных областей и учебных предметов, последовательность изучения учебных предметов по годам обучения. недельную нагрузку обучающихся, количество аудиторных часов по учебному предмету, общее количество часов, а также промежуточную и итоговую аттестацию по годам обучения: № п/п 1 2 3 Наименование предметной области, учебного предмета Рисунок Живопись История изобразительного искусства Всего часов в неделю: Количество часов в неделю I II 2 2 2 2 1 1 5 Промежуточная аттестация Итоговая аттестация Конец учебного года I II I II I II 5 VII. Перечень программ учебных предметов 1. Рабочая программа «Рисунок» 2. Рабочая программа «Живопись» 3. Рабочая программа «История изобразительного искусства» VIII. Система и критерий оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения обучающимися общеразвивающей программы «Изобразительное искусство» Аттестация: цели, виды, форма, содержание Система контроля и отслеживания результатов является важной составляющей в работе коллектива. Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функцию. Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию и итоговую аттестацию. Текущий контроль, промежуточная аттестация и итоговая аттестация проводятся в счет аудиторного времени. Предполагаемые формы текущего контроля, промежуточной аттестации и итоговой аттестации: текущий контроль – повторение и закрепление учебного материала на уроке, просмотры учебно-творческих работ; промежуточная аттестация – в форме зачета – просмотра учебно-творческих работ, на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. итоговая аттестация – после 3 класса проводится экзамен. Выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Система и критерии оценок Оценка уровня развития (по пятибалльной системе): «5» - отлично; «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2» - неудовлетворительно Требования к оценке: 8 оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для ученика; оценка должна выполнять стимулирующую функцию; При оценке навыков и умений учитываются: содержание, точность, прочность, гибкость навыков и умений; возможность применять навыки и умения на практике; наличие ошибок, их количество, характер и влияние на работу. IX. Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности обучающихся Организация творческой деятельности обучающихся по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе в области художественного искусства «Изобразительное искусство» осуществляется путем проведения различного рода творческих мероприятий, программа творческой деятельности обучающихся включает в себя: участие в конкурсах различного уровня (школьного, районного, областного, регионального, всероссийского, международного); участие в творческих коллективах школы. 9