Учебный план на 2024-2025 учебный год

Пояснительная записка
к учебному плану на 2024 – 2025 учебный год
МАУДО Михайловская ДШИ
Занятия в школе проводятся в две смены: 1 смена с 8.00 до 14.00; 2 смена с 14.00 до 20.00.
Режим работы школы – пятидневка.
Всего преподавателей – 9 человек. 2 преподавателя имеют высшее образование, 7 – среднее специальное, 4 преподавателей имеют высшую
квалификационную категорию, 2 преподавателя первую квалификационную категорию, 1 преподавателя – соответствие занимаемой должности, 2
преподавателя без категории. Средний возраст педагогов 46 лет. Имеют стаж педагогической работы свыше 20 лет – 3 человек; до 10 лет – 1 человека; до 5 лет – 3 человек.
В школе существует система специально оборудованных кабинетов: класс баяна и аккордеона, класс фортепиано, класс теории, класс музыкальной литературы, хоровой класс, концертный зал; класс изобразительного искусства, но чувствуется недостаток технических средств обучения.
Основными целями деятельности ДШИ, в соответствии с уставом школы, являются:
- формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ;
- удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства в области художественного образования и эстетического
воспитания;
- эстетическое и культурное развитие детей;
- обеспечение оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития обучающихся;
- адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- выявление музыкально-одарённых детей и создание наиболее благоприятных условий для совершенствования их таланта;
- достижение обучающимися соответствующего образовательного уровня, подготовка учащихся к получению профессионального образования;
- воспитание у обучающихся гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,
Родине, семье;
- формирование у обучающихся навыков и привычек здорового образа жизни.
В основе образовательной деятельности школы лежат Примерные учебные планы образовательных программ дополнительного образования
детей для детских школ искусств системы Министерства культуры Российской Федерации; дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств: «Фортепиано», «Народные инструменты».
Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с содержанием программ дополнительного образования. Образовательные
программы:
- дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные
инструменты», срок обучения 8 (9) лет;
- дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты», срок обучения 5;
- дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области художественного искусства «Изобразительное искусство»,
срок обучения 2,5 года;
2

- дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области художественного искусства «Изобразительное искусство»,
срок обучения 3 года.

3

Пояснительная записка к учебному плану
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области музыкального искусства «Фортепиано»
Настоящая дополнительная общеобразовательная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» составлена на основе федеральных государственных требований, которые устанавливают обязательные требования к минимуму ее содержания, структуре, условиям реализации и сроку обучения по этой программе.
Программа «Фортепиано» составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:
- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
- создание условий художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в
соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;
- воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства.
Программа разработана с учетом:
- обеспечения преемственности программы «Фортепиано» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;
- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
Цель программы:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных
народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
- выработка у учащихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретение навыков творческой деятельности, умение планировать свою домашнюю работу, осуществление самостоятельного контроля за
своей учебной деятельностью, формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов достижения результата.
Срок освоения дополнительной общеобразовательной предпрофессиональной программы «Фортепиано» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте 6 лет 6 месяцев до 9 лет, составляет 8 лет.
4

Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования
или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные
профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на 1 год.
Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу «Фортепиано» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным
учебным планам с учетом ФГТ.
При приеме на обучение по программе «Фортепиано» образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих
способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей – слуха, ритма,
музыкальной памяти.
Оценка качества образования по программе «Фортепиано» производится на основе ФГТ.
Освоение обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Фортепиано» завершается итоговой
аттестацией обучающихся, проводимой образовательным учреждением.

5

Учебный план
по ДПОП в области музыкального искусства «Фортепиано»
Срок обучения – 8 лет

198

132

Концертмейстерский
класс
Хоровой класс

122,5

73,5

49

477

131,5

345,5

1135

477

658

УП.01.

Теория
и
музыки
Сольфеджио

641,5

263

УП.02.

Слушание музыки

147

49

УП.03.

Музыкальная литература
(зарубежная,
отечественная)

346,5

165

32
ПО.01.
УП.01.
УП.02.
УП.03.
УП.04.
ПО.02.

история

1776,5
1118,5
592

1,3…15

2,4…
14

2

11
12
13
14
15
16
Количество недель аудиторных занятий
33
33
33
33
33
33
Недельная нагрузка в часах

17

2

2,5

2

8,10,12,1
4
13,14,15
8,16

378,
5
98

2,4…10,
14
2, 4, 6

181,
5

8,10,12,1
4

12

8-й класс

330

10

7-й класс

1185

9

6-й класс

1777

8

5-й класс

2065
1588

7

4-й класс

3841,5
2706,5

6

3-й класс

Обязательная часть
Музыкальное
исполнительство
Специальность и чтение с
листа
Ансамбль

5

2-й класс

4

Распределение по годам обучения

1-й класс

3

Экзамены

2

Контрольные
уроки
Зачеты

1

Индивидуальные
занятия

Наименование частей,
предметных областей,
предметов

Промежуточная
аттестация
(по полугодиям)

Мелкогрупповые
занятия

Аудиторные
занятия
(в часах)

Групповые
занятия

Самост.
Работа

Трудоемкость в
часах

Максимальная
учебная
нагрузка

Трудоемкость в
часах

Индекс
предметных
областей,
разделов и
предметов

2

2,5

2,5

2,5

1

1

1

1

33

1

1/0

1

1

1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1

1

1
1

1

1

1

1,5

6

Аудиторная
нагрузка
предметным областям:

по

двум

Максимальная нагрузка по двум
предметным областям с учетом
самостоятельной работы:
Количество контрольных уроков,
зачетов,
экзаменов
по
двум
предметным областям:
В.00.
Вариативная часть
В.01.УП.01. Хоровой класс
В.02.УП.02
Сольфеджио
В.03.УП.03
Элементарная
теория
музыки
В.04.УП.04
Сольное пение

3841,5

В.05.УП.05
Ритмика
Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего максимальная нагрузка с
учетом вариативной части:
Всего
количество
контрольных
уроков, зачетов экзаменов:
К.03.00.
Консультации
К.03.01.
Специальность
К.03.02.
Сольфеджио
Музыкальная
К.03.03.
литература (зарубежная,
отечественная)
К.03.04.
Ансамбль/Концертмейс
терский класс
К.03.05.
Сводный хор
А.04.00
Аттестация
ПА.04.01
Промежуточная
(экзамены)
ИА.04.02.
Итоговая аттестация
ИА.04.02.01. Специальность
ИА.04.02.02. Сольфеджио

2065

1776,5

5

5,5

5,5

7

7,5

7,5

8,5

8/7

1776,5

10

10,5

11,5

15

16,5

16,5

20

18/15,5

0,5
0,5

0,5

0,5

31

361

500,5
73,5
32
49,5

139,5
24,5
16
16,5

247,5

82,5

98

-

98
2137,5

4342

2204,5

6546,5

49
16
33

16
165

-

1

8,10,12,1
4
6

37
158

8

1
1

1

6

8
2

20

60

7
2
1
0,5

1

1

1

8
4

8
4
4

1

8

158
62

1

Годовая нагрузка в часах
8
8
8
8
2
2
2
4

10

2

2

2

6

2

2

2

4
8
Годовой объем в неделях
1

1

8

8

8

8

8

8

1

1

1

1

1

-

7

Музыкальная
литература (зарубежная,
отечественная)
Резерв учебного времени

ИА.04.02.03.

0,5
8

Примечание к учебному плану
1.При реализации ОП установлены следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия – от 10 человек;
мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек (по ансамблевым дисциплинам – от 2-х человек); индивидуальные занятия.
2.При реализации предмета «Хоровой класс» могут одновременно заниматься обучающиеся по другим ОП в области музыкального искусства. Предмет «Хоровой класс» может проводиться следующим образом: хор из обучающихся первых классов; хор из обучающихся 2-4х классов;
хор из обучающихся 5-8х классов. В зависимости от количества обучающихся возможно перераспределение хоровых групп. Численность учебных
групп от 10 человек.
3.По предмету «Ансамбль» к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной ОП, так и других ОП в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с
преподавателем.
4.Реализация предмета «Концертмейстерский класс» предполагает привлечение иллюстраторов (вокалистов, инструменталистов). В качестве
иллюстраторов могут выступать обучающиеся ОУ или, в случае их недостаточности, работники ОУ. В случае привлечения в качестве иллюстратора
работника ОУ планируются концертмейстерские часы работникам в объеме до 80%, ответственного на аудиторные занятия по данному предмету.
5.Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по дисциплинам обязательной и вариативной части в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. По предметам обязательной части объем самостоятельной нагрузки обучающихся планируется следующим образом:
«Специальность и чтение с листа» - 1-2 классы – по 3 часа в неделю; 3-4 классы – по 4 часа; 5-6 – по 5 часов; 7-8 – по 6 часов; «Ансамбль» - 1,5 часа
в неделю; «Концертмейстерский класс» - 1, 5 часа в неделю; «Хоровой класс» - 0,5 часа в неделю; «Сольфеджио» - 1 час в неделю; «Слушание
музыки» - 0,5 часа в неделю; «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» - 1 час в неделю; «Элементарная теория музыки»- 0,5 часа в
неделю; «Сольное пение» - 0,5 часа в неделю.

8

Пояснительная записка к учебному плану
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области музыкального искусства «Народные инструменты»
Настоящая дополнительная общеобразовательная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Народные
инструменты» составлена на основе федеральных государственных требований, которые устанавливают обязательные требования к минимуму ее
содержания, структуре, условиям реализации и сроку обучения по этой программе.
Программа «Народные инструменты» составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:
- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
- создание условий художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в
соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;
- воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства.
Программа разработана с учетом:
- обеспечения преемственности программы «Народные инструменты» и основных профессиональных образовательных программ среднего
профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;
- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
Цель программы:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных
народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также
профессиональной требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные
профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
- выработка у учащихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной
информации, приобретение навыков творческой деятельности, умение планировать свою домашнюю работу, осуществление самостоятельного
контроля за своей учебной деятельностью, формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном
процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, понимание причин успеха/неуспеха собственной
учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов достижения результата.
Срок освоения дополнительной общеобразовательной предпрофессиональной программы «Народные инструменты» для детей, поступивших
в образовательное учреждение в первый класс в возрасте 6 лет 6 месяцев до 9 лет, составляет 8 лет; в возрасте с 10 до 12 лет – 5 лет.
9

Срок освоения программы «Народные инструменты» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего
образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные
профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на 1 год.
Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу «Народные инструменты» в сокращенные сроки, а также по
индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ.
При приеме на обучение по программе «Народные инструменты» образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их
творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей –
слуха, ритма, музыкальной памяти.
Оценка качества образования по программе «Народные инструменты» производится на основе ФГТ.
Освоение обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Народные инструменты» завершается
итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательным учреждением.

10

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по ДПОП в области музыкального искусства «Народные инструменты»
Срок обучения – 8 лет

УП.01.
УП.02.

Специальность
Ансамбль

1316
330

757
165

165

УП.03.

Фортепиано

429

330

УП.04.

Хоровой класс

147

49

ПО.02.

Теория и история музыки

1135

477

658

УП.01.

Сольфеджио

641,5

263

378,5

2,4…10,14

147

49

98

2,4,6

346,5

165

181,5

8,10,12,14

УП.02.

Слушание музыки
Музыкальная литература
УП.03.
(зарубежная, отечественная)
Аудиторная нагрузка по двум предметным областям:
Максимальная нагрузка по двум предметным областям с учетом самостоятельной работы:
Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов по двум предметным областям:
В.00.
Вариативная часть
В.01.УП.01.
Хоровой класс

10

559

1,3…15
8,10…16

2,4…14

2

99

8,10…16

98

6

11
12
13
14
15
16
17
Количество недель аудиторных занятий
32
33
33
33
33
33
33
33
Недельная нагрузка в часах

2

2

1

1

1

1

1,5

1,5

1

1

1

2
1

2
1

2
1

2,5
1

2,5
1

0,5

0,5

0,5

0,5

1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1

1

1

1

1,5

1579

5

5,5

5,5

6

6

6

6,5

7,5

9

9,5

9,5

14

14

14

15,5

16,5

0,5

0,5

0,5

3357

1778

1579

814
73,5

222
24,5

592

33
49

12

8-й класс

921

9

7-й класс

1301

8

6-й класс

2222

7

5-й класс

Музыкальное исполнительство

6

4-й класс

1579

1-й класс

1778

Экзамены

3357

Индивидуальные
занятия

Обязательная часть
ПО.01.

5

Мелкогрупповые
занятия

4

Групповые занятия

3

Распределение по годам обучения

3-й класс

Промежуточная
аттестация
(по полугодиям)2)

2-й класс

2

Аудиторные
занятия
(в часах)

Контрольные уроки
Зачеты

1

Самост.
Работа

Трудоемкость в часах

Наименование частей,
предметных областей,
предметов

Максимальная
учебная
нагрузка

Трудоемкость в часах

Индекс
предметных
областей,
разделов и
предметов

8

11

В.02.УП.02.
Сольфеджио
В.03.УП.03
Элементарная теория музыки
В.04.УП.04.
Оркестровый класс
В.05.УП.05.
Ритмика
В.06.УП.06.
Дополнительный инструмент
Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной
части:
Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части:
Всего количество контрольных уроков, зачетов
экзаменов:
К.03.00.
Консультации
К.03.01.
Специальность
К.03.02.
Сольфеджио
Музыкальная литература (заруК.03.03.
бежная, отечественная)
К.03.04.
Ансамбль
К.03.05.
Сводный хор
А.04.00
Аттестация
ПА.04.01
Промежуточная (экзамены)
ИА.04.02.
ИА.04.02.01.
ИА.04.02.02.

Итоговая аттестация
Специальность
Сольфеджио
Музыкальная литература (заруИА.04.02.03.
бежная, отечественная)
Резерв учебного времени

32
49,5
495
98
66

16
16,5
165
-

16
33

0,5

330

8,10,12,14,16
6
14

98
66

1

1

2

2

2

2

0,5

0,5

0,5

0,5

1
2

1

2171
4171

2000

6171
40

196

-

8

196
62

6

20

8
2

Годовая нагрузка в часах
8
8
8
8
8
2
2
2
4
4

10
8
20

4

8

8

1

1

1

8
4

2
2

2
2

2
2

4
2

1

1

1

-

Годовой объем в неделях
7

1

2
1
0,5

2

0,5
8

Примечание к учебному плану
1. При реализации ОП установлены следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия – от 15 человек;
мелкогрупповые занятия – от 6 до 15 человек (по ансамблевым дисциплинам – от 2-х человек); индивидуальные занятия.
2. При реализации предмета «Хоровой класс» могут одновременно заниматься обучающиеся по другим ОП в области музыкального искусства. Предмет «Хоровой класс» может проводиться следующим образом: хор из обучающихся первых классов; хор из обучающихся 2-4х классов;
хор из обучающихся 5-8х классов. В зависимости от количества обучающихся возможно перераспределение хоровых групп. При наличии аудиторного фонда с целью художественно-эстетического развития обучающихся рекомендуется реализовывать предмет «Хоровой класс» на протяжении
всего периода обучения. В случае отсутствия реализации данного учебного предмета после третьего класса, часы, предусмотренные на консультации «Сводный хор», используются на усмотрение образовательного учреждения для консультаций по другим учебным предметам.
3. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по дисциплинам обязательной и вариативной части в среднем за весь период
обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и
12

основного общего образования. По предметам обязательной части объем самостоятельной нагрузки обучающихся планируется следующим образом: «Специальность» - 1-3 классы – по 2 часа в неделю; 4-6 классы – по 3 часа; 7-8 – по 4 часа; «Ансамбль» - 1 час в неделю; «Фортепиано» - 2 часа
в неделю; «Хоровой класс» - 0,5 часа в неделю; «Сольфеджио» - 1 час в неделю; «Слушание музыки» - 0,5 часа в неделю; «Музыкальная литература
(зарубежная, отечественная)» - 1 час в неделю; «Элементарная теория музыки»- 0,5 часа в неделю; «Оркестровый класс» - 1 час в неделю.

13

Пояснительная записка к учебному плану
по дополнительным общеразвивающим общеобразовательным программам в области музыкального искусства
«Фортепиано», «Народные инструменты»
Примерные учебные планы государственной, муниципальной детской музыкальной, художественной школы, школы искусств (Екатеринбург, 1999 год), примерные учебные планы образовательных программ по видам музыкального искусства для детских школ искусств Федерального
агентства по культуре и кинематографии (Москва, 2005 год) базируются на многолетних традициях отечественного художественного образования,
учитывают опыт работы школ искусств за последние десятилетия и предлагают целесообразный, методически обоснованный объём учебной
нагрузки учащихся и её распределение.
На их основе образовательное учреждение разработало рабочие учебные планы. Учебные планы включают 5-летние курсы обучения.
Задачи обучения:
- выявление и развитие творческих способностей учащихся в рамках образовательного процесса;
- формирование навыков учебной деятельности;
- овладение необходимым минимумом знаний, умений и навыков;
- достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в ценностях мирового культурного пространства;
- достижение уровня развития личности, достаточного для творчески-деятельной самореализации и самовыражения в сфере искусства.
Целью образовательных программ инструментального музицирования является формирование основ самостоятельной музыкальной деятельности после окончания школы, умения осваивать новый материал в общекультурной и музыкальной областях, сохранение и развитие устойчивого
интереса к обучению, закрепление и развитие практических навыков музицирования.
Срок обучения: фортепиано, баян, аккордеон – 5-летние образовательные программы (возраст поступающих с 9 лет.
Реализация образовательных программ полного курса обучения (5-летнего) по классу фортепиано; баяна и аккордеона начинается с первого
класса.
5-летний курс обучения:
1-2 классы – младшие
3-5 классы – старшие
Учащиеся с 5-летним сроком обучения посещают музыкальную литературу со 2-го класса.
Количественный состав групп по 5-летней программе обучения от 5 человек, по коллективному музицированию (хору) от 12 человек.
Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане, необходимо предусмотреть концертмейстерские часы:
- для проведения занятий с хором по группам в соответствии с учебным планом и для сводных репетиций;
- для проведения занятий по предмету по выбору.
Особое место в учебных планах занимает предмет по выбору. В сетку часов предмет по выбору включён в объём 1-го урока в неделю на
каждого учащегося. Перечень предметов по выбору: общее фортепиано, инструментальный ансамбль, ритмика, сольное пение (утверждается педагогическим советом по представлению директора школы до начала учебного года). Определяющим принципом введения в учебные планы предметов по выбору является добровольное желание учащегося заниматься этой дисциплиной и заявление родителей. При введении предметов по выбору
учтена общая недельная нагрузка каждого учащегося, а также индивидуальные физические возможности детей.
14

В классах, где экзамены не предусмотрены учебным планом, проводятся контрольные уроки. В конце учебного года проводится отчётный
концерт, в котором принимают участие все учащиеся.

15

Учебный план
по ДООП в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты»

526,5
264

528

264

612,5

262,5

350

175

175

УП.02.

Слушание музыки

105

35

70

УП.03.

Музыкальная литература

157,5

52,5

105

ПО.01.

УП.01.

ПО.02.

Аудиторная
нагрузка
предметным областям:

по

двум

6

7

8

9

614
264

264

5 класс

1140,5
528

УП.01.

Обязательная часть
Учебные
предметы
исполнительской
подготовки
Основы
музыкального
исполнительства
(фортепиано,
баян,
аккордеон)
Учебные
предметы
историко-теоретической
подготовки
Сольфеджио

5

4 класс

4

Распределение по годам обучения

3-й класс

3

Контрольные
уроки

2

Индивидуальные
занятия

1

Мелкогрупповые
занятия

Наименование частей,
предметных областей,
предметов

Групповые
занятия

Индекс
предметных
областей,
разделов и
предметов

Промежуточная
аттестация
(по полугодиям)

2-й класс

Трудоемкость в
часах

Аудиторные
занятия
(в часах)

1-й класс

Самост.
работа

Зачеты

Максимальная
учебная
нагрузка

Трудоемкость в
часах

Срок обучения – 5 лет

10
11
12
13
14
Количество недель аудиторных занятий
33
33
33
33
33
Недельная нагрузка в часах

1,2,3,4,5
,6,7,8,9

2

1,5

1,5

1,5

1,5

2,4,6,8

1

1

1

1

1

1

1
1

1

1

3,5

3,5

3,5

350

614

1,2,3,4
5,6,7,8,9
,10

4

3,5

16

Максимальная
нагрузка
по
двум
предметным
областям
с
учетом
самостоятельной работы:
Количество
контрольных
уроков,
зачетов, по двум предметным областям:
В.03.
Учебные предметы по
выбору
УП.01
Хоровое пение
УП.02.

Коллективное
музицирование (ансамбль)
Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего максимальная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего количество контрольных уроков,
зачетов экзаменов:
А.04.00
Аттестация
ПА.04.01
ИА.04.02.
ИА.04.02.01.

ИА.04.02.02.

Промежуточная (зачет в
счет аудиторного времени)
Итоговая аттестация
Основы
музыкального
исполнительства
(фортепиано,
баян,
аккордеон)
Сольфеджио

1140,5

526,5

614

4
402,5

157,5

262,5

87,5

140

70

7

7

7

7

1

1

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

5

5

5

5

19

245
175

2,4,6,8,
10
4,6,8,10

70
859

1543

7,5

5

684
4

26

Годовой объем в неделях

2
1

1

Примечание к учебному плану
1.При реализации ОП установлены следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия – от 10 человек;
мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек (по ансамблевым дисциплинам – от 2-х человек); индивидуальные занятия.
2.При реализации предмета «Хоровое пение» могут одновременно заниматься обучающиеся по другим ОП в области музыкального искусства. Предмет «Хоровой класс» может проводиться следующим образом: хор из обучающихся 1-2х классов; хор из обучающихся 3-5х классов. В
зависимости от количества обучающихся возможно перераспределение хоровых групп. Численность учебных групп от 10 человек.
17

3.По предмету «Коллективное музицирование (ансамбль)» к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной ОП, так и других ОП
в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных
произведений обучающегося с преподавателем.
4.Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по дисциплинам обязательной и части предметов по выбору в среднем за весь
период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. По предметам объем самостоятельной нагрузки обучающихся планируется следующим образом: «Основы
музыкального исполнительства (фортепиано, баян, аккордеон)» - 1 класс – по 2 часа в неделю; 2-5 классы – по 1,5 часа; Коллективное музицирование
(ансамбль)» - 0,5 часа в неделю; «Хоровое пение» - 0,5 часа в неделю; «Сольфеджио» - 1 час в неделю; «Слушание музыки» - 0,5 часа в неделю;
«Музыкальная литература» - 0,5 час в неделю.

18

Пояснительная записка к учебному плану
по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе в области художественного искусства
«Изобразительное искусство»
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области искусства «Изобразительное искусство» (срок реализации 2,5
года) (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 « 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ, а также с учетом образовательных программ, разрабатываемых в МАУДО Михайловская ДШИ самостоятельно.
Актуальность разработки дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области художественного искусства
«Изобразительное искусство» направлены на знакомство учащихся с первичными знаниями о видах и жанрах изобразительного искусства, о правилах изображения с натуры и по памяти предметов (объектов) окружающего мира, об основах цветоведения, о формальной композиции, о способах
работы с различными художественными материалами и техниками.
Общеразвивающая образовательная программа «Изобразительное искусство» способствует эстетическому воспитанию учащихся, формированию художественного вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное. Программа обеспечивает развитие творческих способностей детей и
подростков и формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Начальные знания по изобразительной грамоте и владение художественными материалами и техниками дает свободу самовыражения и помогает найти свой собственный язык изобразительного искусства, язык, при
помощи которого учащиеся смогут передавать свои мысли и впечатления.
Направленность дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области художественного искусства «Изобразительное искусство»: художественная (художественно-эстетическая).
Изобразительное искусство тесно связано с жизнью человека. Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной
стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы
и человеческих чувств.
Срок освоения программы для детей, поступивших в школу в возрасте 9-10 лет, составляет 2,5 года.
Цель программы: эстетическое развитие и формирование художественно-творческих способностей детей.
Основными задачами обучения изобразительному искусству являются:
 обучение основам изобразительной грамоты и формирование художественных знаний, умений и навыков;
 развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей личности ребенка;
 воспитание нравственных качеств личности ученика, эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира;
 содействие профессиональному самоопределению учащихся.
Образование как процесс всестороннего развития личности тесно связан с повышением интеллектуальной и эстетической культуры детей. В
настоящее время, согласно Концепции развития дополнительного образования детей «… в ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системе образования и социализации человека,… в связи с чем,
образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для
реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения человеком самого себя». В этом плане большое значение
19

имеет дополнительное художественное образование, миссия которого заключается в «наиболее полном обеспечении права человека на развитие и
свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей…». Именно дополнительное художественное образование способствует выявлению и развитию творческих задатков и способностей детей, в том числе их интеллектуальной и эмоциональной активности.

20

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по ДООП в области художественного искусства «Изобразительное искусство»
Срок обучения – 2,5 года

ПО.01.
ПО.01.УП.01.
ПО.01.УП.02.
ПО.02.

ПО.01.УП.03.
А.04.00
ПА.04.01
ИА.04.02
ИА.04.02.01
ИА.04.02.02

Обязательная часть
Учебные предметы
Рисунок
Живопись
Учебные предметы историко-теоретической подготовки
История изобразительного искусства
Аттестация
Промежуточная (зачет в счет аудиторного времени)
Итоговая аттестация
Рисунок
Живопись

5
332

6

7

249
249

83
83

166
166

-

1,2
1,2

83

-

83

1,2

3-й класс

4
166

Зачеты

3
581

Распределение по годам
обучения

2-й класс

Промежуточная
аттестация
(по полугодиям)

1-й класс

Аудиторные
занятия
(в часах)

Контрольные
уроки

2
Структура и объем ОП

Самост.
работа

Мелкогрупповые занятия

1

Максима
льная
учебная
нагрузка

Трудоемкость
в часах

Наименование частей,
предметных областей,
разделов
и учебных предметов

Трудоемкость
в часах

Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов

8

9
10
Количество недель
аудиторных занятий
17
33
33
Недельная нагрузка в часах
5
5
5
2
2
2
2
2
2

3
1
1
Годовой объем в неделях

1

2
1
1

Примечание к учебному плану
1. Образовательной программой установлена следующая численность обучающихся: групповые занятия – от 4 до 8 человек (в исключительных случаях, при небольшом числе учащихся, допустимо меньшее число человек в группе).
21

2. Продолжительность академического часа составляет 40 минут.
3. Аудиторные занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», «История изобразительного искусства» проводятся в мелкогрупповой форме.
4. Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия, в форме зачета (просмотра выставочных работ) по учебным предметам
«Рисунок», «Живопись», в форме контрольного урока «История изобразительного искусства», в счет аудиторного времени.
5. Итоговая аттестация проводится в конце 4-го полугодия 3 года обучения в форме экзамена по учебным предметам «Рисунок», «Живопись»,
в форме зачета «История изобразительного искусства» в счет аудиторного времени, результаты которых выставляются в Свидетельство об окончании освоения общеразвивающей программы.

22

Пояснительная записка к учебному плану
по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе в области художественного искусства
«Изобразительное искусство»
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области искусства «Изобразительное искусство» (срок реализации 3
года) (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 « 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ, а также с учетом образовательных программ, разрабатываемых в МАУДО Михайловская ДШИ самостоятельно.
Актуальность разработки дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области художественного искусства
«Изобразительное искусство» направлены на знакомство учащихся с первичными знаниями о видах и жанрах изобразительного искусства, о правилах изображения с натуры и по памяти предметов (объектов) окружающего мира, об основах цветоведения, о формальной композиции, о способах
работы с различными художественными материалами и техниками.
Общеразвивающая образовательная программа «Изобразительное искусство» способствует эстетическому воспитанию учащихся, формированию художественного вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное. Программа обеспечивает развитие творческих способностей детей и
подростков и формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Начальные знания по изобразительной грамоте и владение художественными материалами и техниками дает свободу самовыражения и помогает найти свой собственный язык изобразительного искусства, язык, при
помощи которого учащиеся смогут передавать свои мысли и впечатления.
Направленность дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области художественного искусства «Изобразительное искусство»: художественная (художественно-эстетическая).
Изобразительное искусство тесно связано с жизнью человека. Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной
стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы
и человеческих чувств.
Срок освоения программы для детей, поступивших в школу в возрасте 9-10 лет, составляет 3 года.
Цель программы: эстетическое развитие и формирование художественно-творческих способностей детей.
Основными задачами обучения изобразительному искусству являются:
 обучение основам изобразительной грамоты и формирование художественных знаний, умений и навыков;
 развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей личности ребенка;
 воспитание нравственных качеств личности ученика, эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира;
 содействие профессиональному самоопределению учащихся.
Образование как процесс всестороннего развития личности тесно связан с повышением интеллектуальной и эстетической культуры детей. В
настоящее время, согласно Концепции развития дополнительного образования детей «… в ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системе образования и социализации человека, в связи с чем, образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для
реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения человеком самого себя». В этом плане большое значение
23

имеет дополнительное художественное образование, миссия которого заключается в «наиболее полном обеспечении права человека на развитие и
свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей…». Именно дополнительное художественное образование способствует выявлению и развитию творческих задатков и способностей детей, в том числе их интеллектуальной и эмоциональной активности.

24

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по ДООП в области художественного искусства «Изобразительное искусство»
Срок обучения – 3 года

ПО.01.
ПО.01.УП.01.
ПО.01.УП.02.
ПО.02.

ПО.01.УП.03.
А.04.00
ПА.04.01
ИА.04.02
ИА.04.02.01
ИА.04.02.02

Обязательная часть
Учебные предметы
Рисунок
Живопись
Учебные предметы историко-теоретической подготовки
История изобразительного искусства
Аттестация
Промежуточная (зачет в счет аудиторного времени)
Итоговая аттестация
Рисунок
Живопись

5
495

6

7

297
297

99
99

198
198

-

1,2
1,2

99

-

99

1,2

3-й класс

4
198

Зачеты

3
693

Распределение по годам
обучения

2-й класс

Промежуточная
аттестация
(по полугодиям)

1-й класс

Аудиторные
занятия
(в часах)

Контрольные
уроки

2
Структура и объем ОП

Самост.
работа

Мелкогрупповые занятия

1

Максима
льная
учебная
нагрузка

Трудоемкость
в часах

Наименование частей,
предметных областей,
разделов
и учебных предметов

Трудоемкость
в часах

Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов

8

9
10
Количество недель
аудиторных занятий
33
33
33
Недельная нагрузка в часах
5
5
5
2
2
2
2
2
2

3
1
1
Годовой объем в неделях

1

2
1
1

Примечание к учебному плану
1. Образовательной программой установлена следующая численность обучающихся: групповые занятия – от 4 до 8 человек (в исключительных случаях, при небольшом числе учащихся, допустимо меньшее число человек в группе).
25

2. Продолжительность академического часа составляет 40 минут.
3. Аудиторные занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», «История изобразительного искусства» проводятся в мелкогрупповой форме.
4. Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия, в форме зачета (просмотра выставочных работ) по учебным предметам
«Рисунок», «Живопись», в форме контрольного урока «История изобразительного искусства», в счет аудиторного времени.
5. Итоговая аттестация проводится в конце 4-го полугодия 3 года обучения в форме экзамена по учебным предметам «Рисунок», «Живопись»,
в форме зачета «История изобразительного искусства» в счет аудиторного времени, результаты которых выставляются в Свидетельство об окончании освоения общеразвивающей программы.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».