Программа по учебному предмету История изобразительного искусства, срок обучения 3 года

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Михайловская детская школа искусств»

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная
программа в области художественного искусства

«Изобразительное искусство»
Срок обучения 3 года

Программа по учебному предмету

ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА

Михайловск 2021

2

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка………………………………………………………………………4
1.1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе…..4
1.2.Срок реализации учебного предмета………………………………………………………4
1.3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета……………………………………………....4
1.4. Сведения о затраты учебного времени…………………………………………………….4
1.5.Форма проведения учебных занятий……………………………………………………….4
1.6.Цель и задачи учебного предмета…………………………………………………………..5
1.7.Обоснование структуры программы………………………………………………………..6
1.8.Методы обучения…………………………………………………………………………….6
1.9.Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета…………………………………………………………………………………………..6
II. Содержание учебного предмета…………………………………………………………......6
2.1. Учебно-тематический план………………………………………………………………....7
2.2.Требования к уровню подготовки обучающихся………………………………………...25
2.3.Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание…………………………………….…………...26
2.4.Методическое обеспечение учебного процесса…………………………………………..27
Список литературы и средств обучения……………………………………………………....28

3

I. Пояснительная записка
1.1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Программа учебного предмета «История изобразительного искусства» является
частью общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования
детей художественно-эстетической направленности изобразительного отделения Детской
школы искусств. Программа учебного предмета «История изобразительного искусства»
направлена на воспитание разносторонней и эстетически развитой личности, активно
участвующей в социокультурных процессах.
Программа учебного предмета «История изобразительного искусства» разработана
на Основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным
общеобразовательным общеразвивающим программам дополнительного образования.
Логика построения программы учебного предмета «История изобразительного искусства»
подразумевает развитие ребенка через первоначальную концентрацию внимания на
выразительных возможностях искусства, через понимание взаимоотношений искусства с
окружающей действительностью, понимание искусства в тесной связи с общими
представлениями людей о гармонии. Изучение истории изобразительного искусства
призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему
знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой
деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной
художественной культуры.
1.2.Срок реализации учебного предмета
Дополнительная
общеразвивающая
общеобразовательная
программа
«Изобразительное искусство» по предмету «История изобразительного искусства»
рассчитана на 3- летнее обучение детей 9-10 лет.
1.3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «История изобразительного искусства» при
3-летнем сроке обучения составляет 99 часов. Самостоятельная работа детей предполагает
и самостоятельное закрепление изучаемых тем, и помощь взрослых, а также участие детей
в творческих мероприятиях.
1.4. Сведения о затраты учебного времени
Вид учебной работы
Затраты учебного времени
Годы обучения
Полугодия
Количество недель
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
Максимальная учебная
нагрузка

1-й год
16
17
16
17
16
17
48
51

2-й год
16
17
16
17
16
17
48
51

3-й год
16
17
16
17
16
17
48
51

Всего
часов

99
99

1.5.Форма проведения учебных занятий
Учебные занятия по учебному предмету «История изобразительного искусства»
проводятся в форме аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и
консультаций. Занятия по учебному предмету и проведение консультаций осуществляется в
форме групповых занятий.
Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в
соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
4

Рекомендуемый объем учебных занятий в неделю по учебному предмету
«История изобразительного искусства» дополнительная общеразвивающая программа
составляет:
- аудиторные занятия:
1 - 3 классы – по 1 часу в неделю;
1.6.Цель и задачи учебного предмета
Цель: Художественно-эстетическое развитие личности на основе формирования
первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, художественного вкуса;
побуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства.
Задачи: 1. Обучающие:
 освоение систематизированных знаний о закономерностях развития культурноисторических эпох, стилей, направлений и национальных школ в искусстве; о ценностях,
идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений; о специфике
языка разных видов искусства;
 овладение умением анализировать художественные произведения и вырабатывать
собственную эстетическую оценку;
 обучение специальной терминологии искусства;
 формирование первичных навыков анализа произведений искусства.
2. Развивающие:
 развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;
 использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора,
осознанного формирования собственной культурной среды;
 развитие умения словестно выражать свои мысли при анализе учебных работ
(своих и других учащихся) и художественных произведений, логически мыслить,
применять специальные термины и понятия;
 развитие у учащихся познавательного интереса в области изобразительного
искусства;
 последовательное ознакомление с жизнью и творчеством художников разных эпох,
и тем самым развитие у детей представления о многообразии художественной культуры,
созданной человечеством.
3. Воспитательные:
 воспитание личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и
культурные ценности разных народов;
 формирование у обучающихся потребности общения с духовными ценностями;
 воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия
произведения искусства, уважения к культурным традициям народов России и других стран
мира;
 формирование у учащихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать
культурные ценности;
 воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости, профессиональной требовательности;
 формирование у учащихся личностных качеств, способствующих освоению в
соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать
свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля своей учебной
деятельности, умению давать объективную оценку своему труду;
 формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в
образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественноэстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной
деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
5

Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания
сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение практической
деятельности, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать
необходимые навыки.
1.7. Обоснование структуры учебного предмета
Программа разработана с учетом дидактических принципов - их
развивающего обучения, психологических особенностей детей дошкольного возраста и
включает в себя следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля;
 методическое обеспечение учебного процесса.
1.8. Методы обучения
Для достижения поставленнойцели и
реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
 словесный (объяснение, беседа, рассказ);
 наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
 практический;
 эмоциональный
(подбор
ассоциаций, образов,
художественные
впечатления).
1.9.Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Для проведения занятий по предмету «История изобразительного искусства»
необходимо хорошо освещённое помещение, оснащённое мольбертами и стульями в
соответствии с ростом учащихся, ученическая доска, наглядный материал, материалы в
соответствии с темой урока.
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам
аудио и видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями,
учебно-методической литературой.
II. Содержание учебного предмета
Программа учебного предмета «История изобразительного искусства» составлена с
учетом принципов наглядности, последовательности, доступности. Содержание
программы учебного предмета построено с учетом возрастных особенностей детей.
Учебный материал, предложенный в программе, предполагает творческий подход
педагога, за которым сохраняется право собственной компоновки тем и отдельных бесед.
Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания
сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение практической
деятельности («интерпретация»), что позволяет закрепить полученные детьми знания, а
также выработать необходимые навыки.
Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному
материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
В основу методики преподавания учебного предмета «История изобразительного
искусства» положены: - хронологический принцип планирования учебного материала, что
отвечает задачам нравственного и эстетического воспитания учащихся; - единство
6

воспитания и образования, развитие способности воспринимать и понимать произведения
искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве; система меж предметных связей (живопись, композиция), что позволяет почувствовать
практическую направленность занятий, их связь с жизнью; - направленность содержания
программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственнооценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту
окружающих предметов, природы и т.д.
2.1. Учебно-тематический план.
Первый год обучения
1 полугодие
№ п/п

Наименование темы

Кол-во
часов

1

Вводная беседа о искусстве.
Что такое искусство. Искусство и природа, искусство и общество,
искусство и культура, искусство и наука, роль искусства в организации
среды. Для его нужно изучать историю искусства. Специфика
изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства.
Книги об искусстве. Ученик должен: - знать виды и жанры
изобразительного искусства; - иметь представление об искусстве как
составной части культурного наследия человечества; - иметь
представление о работе с книгой по искусству.
Раздел 1. Искусство древнего мира

1

1.1.

Искусство первобытного общества
Происхождение искусства. Его функции и связь с трудовой
деятельностью человека. Космогонические представления древнего
человека, отражённые в произведениях первобытного искусства. Очаги
первобытной культуры на территории России. Наскальные изображения
на берегах Ангары, Ладожского озера. Капова пещера на Урале.
Памятники первобытной культуры на территории Европы и Африки.
Пещеры Ласко и Фон-де-Гом во Франции и Альтамира в Испании.
Наскальная живопись Тассилин-Аджера в Африке. Возникновение
скульптуры. «Палеолитические Венеры». Мегалитические сооружения:
менгиры (СССР — Армения, Франция - Бретань); дольмены (Западная
Европа, Северная Африка); кромлехи (Англия - Стоунхендж).
Искусство Передней Азии.
Искусство Шумера и Аккада. Уникальна форма письменностиклинопись. Архитектура Шумера: Белый храм и Красное здание в Уруке
(3200—3000 гг. до н. э.). Условность шумерской скульптуры. Адорант статуя молящегося человека со сложенными на груди руками, сидящего
или стоящего. Статуя сановника Эбих-Иля из Мари. Появление нового
типа мемориального рельефа: стела царя Эаннатума (стела Коршунов).
Глиптика- резьба по драгоценному или полудрагоценному камню
(шумерские резные печати). Аккадский период. Возникновение нового
типа храма - зиккурата. Бронзовая голова из Ниневии. Стела царя
Нарамсина.
Искуство Старовавилонского царства. Стела царя Хаммурапи из Сузсимвол месопотамской цивилизации. Росписи дворца в Мари. Искусство

2

1.2.

7

2

Ассирии. Ансамбль дворца царя Ашшурнасирапала. Цикл рельефов:
«Ревизия пленных и добычи», «Ашшурнасирапал во время охоты на
львов», «Торжественная процессия с данью». Ансамбль из дворца царя
Ашшурбанипала в Ниневии. Рельефы изображающие сцены охоты :
«Раненая львица», «Охота на оленей», «Ашшурбанипал на колеснице и
эламские пленные». Искусство Нововавилонского царства. Ворота
богини Иштар.
1.3. Искусство Древнего Египта.
Эволюция искусства древнего мира. Монументальный характер
искусства древнего мира. Ведущая роль архитектуры и скульптуры в
искусстве древнего мира. Географические и исторические условия, в
которых развивалась древнеегипетское искусство. Мифология Древнего
Египта. Стилевая эволюция искусства Древнего Египта и связь искусства
с религиозными представлениями и заупокойным культом. Синтез
искусств в Древнем Египте. Архитектура Древнего Египта и сила её
воздействия. Эволюция типов гробниц: мастаба, ступенчатая пирамида,
скальная гробница (пирамида Джосера, пирамиды в Еизе, усыпальница
Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри). Основные принципы композиции
египетских храмов. Заупокойный храм Хефрена, храмы в Карнаке,
Луксоре, Абу-Симбеле. Развитие египетского скульптурного портрета:
Большой сфинкс, Рахотеп и Нофрет, статуи фараона Хефрена, писца Каи,
царевича Каапера, скульптурные портреты Сенусерта III, царицы
Нефертити, фараона Эхнатона, статуэтки жреца Аменхотепа и его жены
Раннаи. Канон в египетской скульптуре. Специфический характер
изображения в рельефе и живописи Древнего Египта: плоскостность,
повествовательность, фризовое членение плоскости, масштаб фигур
(плита Нармера, «Зодчий Хесира», стела Хунена, «Плакальщицы»;
росписи из Медума, Бени-Хасана и из гробгицы Менены в Фивах).
Шедевры художественного ремесла из гробницы Тутанхамона. Жизнь и
сохранность памятников Древнего Египта в условиях современной
цивилизации.
1.4. Искусство скифов
Сформировать представление об искусстве скифов; познакомить с
декоративно-прикладным искусством скифов Северного Причерноморья
и Восточного Алтая. Познакомить со скифо-сибирским «звериным
стилем» изображения животных в культурах позднего бронзового и
раннего железного века евразийских степей. Рассмотреть петроглифы.
Выявить связь с тотемизмом – почитанием священного животного (зверя,
птицы, дракона). Рассказать о
богатых курганных захоронениях
(Пазырыкских курганах), о раскопках кургана могильника тюркской
женщины Ак-Алаха (принцессы Укока).
1.5. Искусство Древней Индии
Познакомить учащихся с искусством Индии. Познакомить с древними
городами Хараппа и Мохенджо-Даро, с учением о мироздании; с эпосом
«Рамаяна» и «Махабхарата»; со
священной музыкой Индии, ее
способностью приводить в согласие внутреннее состояние человека и
гармонизировать его с внешним миром; рассказать о возникновении
Буддизма и познакомить с основными памятниками. Ступа (Большая
Ступа в Санчи, III-II вв. до н. э.) – грандиозный памятник в честь деяний
Будды. Рельефы с изображением людей, животных, растений как пример
неразделимости архитектуры и скульптуры, характерной для искусства
Индии. Стамбха (колонны) и места, связанные с деятельностью Будды.
8

3

1

3

«Львиная капитель» (250 -233 гг. до н. э.) – как олицетворение
могущества буддизма. Символические изображения Будды: отпечаток
человеческой ноги, колесо закона. Первые изображения Будды в облике
человека в области Гандхара (теперь Пакистан). Канон изображений
Будды. Пещерные монастыри. Монументальная живопись и скульптура
храмов. Росписи монастырей Аджанты.
1.6. Искусство Древнего Китая и Японии
Сформировать представления об искусстве Древнего Китая и Японии.
Познакомить с земледельческой культурой жителей рек Янцзы и Хуанхе
(III-II тыс. до н.э.). Рассмотреть изображения сил природы на гончарных
изделиях Яншао. Рассказать об иероглифической письменности.
Рассмотреть возникновение знаков письма из рисунков на примере
иероглифов, например: «дерево», «зеленый», «поток». Рассказать о
планировке городов, мест погребений, в основе которых лежала
разработанная символика природных стихий и соблюдение строгой
социальной иерархии. Бронзовые сосуды XVI-XII вв. до н. э. Раскрыть
триединство искусства слова, музыки и танца; китайское обозначение
музыки «юэ» и русское понятие «красота» и «гармония». Рассказать об
учении Конфуция и возникновении даосизма. Зарисовать знак «инь-ян» и
объяснить его значение. Рассказать о наивысшем подъеме культуры в III
в. до н. э.: об установлении Великого шелкового пути, строительстве
Великой китайской стены. Познакомить с культом предков. Рассказать об
открытии в 1974 году многотысячной армии глиняных воинов
императора Цинь Шихуанди. Рассмотреть погребальную утварь, плоские
рельефы стен с сюжетами легенд и мифов. Эпоха Японской древности.
Связь искусства этого периода с религией японцев - синтоизмом.
Ориентация эпохи Нара (VII – VIII вв.) на духовные ценности и эстетику
буддизма, пришедшего из Китая. Эмоциональнофилософское отношение
к природе и последовательное развитие всех видов искусства. Сады
дзэнских монастырей.
1.4. Искусство Древней Греции.
Вазопись.
Сформировать представления о том, что вазопись была тесно связана с
историческими этапами развития греческого искусства; познакомить с
четырьмя стилями росписи (геометрическим, ковровым, чернофигурным
и краснофигурным); рассказать о шедеврах этого вида искусства;
выявить особенности греческого орнамента, выделить характерные
мотивы и элементы.
Древнегреческий храм
Сформировать представление об основном достижении греческой
архитектуры - едином архитектурном языке - ордерной системе;
познакомить с разновидностями ордера и названиями основных
элементов. Храм - как жилище Бога на земле. Познакомить с
композицией греческого храма; выявить образную идею. Соразмерность
пропорций храма пропорциям человеческой фигуры. Ордер (от лат. ordo
– «порядок», «строй») – как последовательность расположения
архитектурных частей греческого храма. Рассмотреть дорический ордер.
Выявить трехчастную структуру: конструкция делится по вертикали на
три основные части – опору (стереобат), несущую (колонна) и несомую
систему (антаблемент). Три ступени «стереобата». Три части колонны «ствол», «капитель», состоящая из «эхина» и «абаки». Три части
9

2

3

антаблемента - «архитрав», «фриз», «карниз». Рассмотреть виды
греческого архитектурного ордера, выяснить их особенности.
Скульптура Древней Греции
Сформировать представления о высших достижениях греческой
скульптуры, которые относятся к разработке образа человека в статуях
богов и богинь, героев, а также воинов – куросов. Дать представление о
сквозном мотиве античной культуры - теме «живого» изображения;
раскрыть связь изобразительного искусства античности с игровой,
обрядовой сферой; рассмотреть этапы развития греческой скульптуры;
познакомить с прославленными произведениями. Миф о Пигмалеоне.
Изображения – как предмет религиозного культа, его атрибуты. Интерес
скульпторов к типичным, идеальным чертам человека. Раскрытие
совершенства человека через целомудренное изображение здоровой
наготы, прославляющей природное начало. Образ гражданина – воина и
атлета – как центральный в искусстве классики. Познакомить с
творениями прославленных в древности скульпторов. Мирон «Дискобол»
(ок. 450 г. до н. э., Рим, Национальный музей). «Афина и Марсий» (сер. 5
в. до н. э., статуя Афины находится в музее Либигхаус во Франкфурте-наМайне; статуя Марсия - в Национальном музее Рима). Поликлет
«Дорифор» («Копьеносец»; сер. 5 в. до н. э.; Неаполь, Национальный
музей). Проблема передачи противоречивых переживаний человека в
творчестве мастеров поздней классики. Скопас «Менада» («Вакханка»,
ок. 350 г. до н. э., Лондон, Британский музей). Отображение состояния
спокойной задумчивости в творчестве Праксителя. «Гермес с младенцем
Дионисом» (ок. 330 г. до н. э., Олимпия, Археологический музей).
Создание Праксителем нового идеала женской красоты. «Афродита
Книдская» (до 360 г. до н. э.). Внесение в мифологические образы черт
повседневной жизни. «Аполлон Сауроктон» (третья четверть 4 в. до н. э.,
Рим, Ватикан). Ломка старого и зарождение нового в эпоху Александра
Македонского. Размежевание направлений: идеалистического и
реалистического, на основе переработки лучших достижений классики.
Спокойное величие и холодная торжественность. Леохар «Аполлон
Бельведерский» (ок. 340 г. до н. э., Рим, Ватикан). Решение задачи
индивидуализации образа человека, раскрытие его переживаний. Лисипп
«Апоксиомен» (325 – 300 гг. до н. э., Рим, Ватикан), «Мраморная голова
Александра Македонского" (Стамбул, Археологический музей).
Итого:

17 ч

Первый год обучения
2 полугодие
1.1. Искусство Древнего Рима. Архитектура. Скульптура. Живопись.
Краткие сведения по истории республиканского Рима и Римской
империи. Традиции, воспринятые искусством Древнего Рима и
своеобразие древнеримского искусства. Применение греческого ордера в
декоративных целях. Вклад римлян в историю архитектуры и
разнообразие типов архитектурных сооружений в Древнем Риме
(форумы, базилики, купольные постройки, термы, акведуки, виадуки,
триумфальные арки, театры, амфитеатры). Помпеянский дом. Развитие
художественных традиций Древней Греции в древнеримской
10

3

монументальной живописи (росписи и мозаики в Помпеях). Фаюмские
портреты.
Эволюция древнеримского скульптурного портрета, его реалистичность,
психологизм (скульптурные портреты предков, статуя римлянина в тоге,
статуя Августа их Прима Порта, конная статуя Марка Аврелия, портрет
Каракалы, портрет Филиппа Аравитянина). Повествовательность
рельефа на колонне Траяна. Значение искусства Древнего Рима.
Ученик должен: - запомнить основные этапы развития искусства
древнего мира; - усвоить понятие «канон»; - знать ордерную систему в
древнегреческой архитектуре (дорический, ионический, коринфский
ордер); - понимать образное содержание ордерной системы; - понимать
эмоциональную выразительность архитектурных сооружений Древнего
Рима; - знать черты, характерные для древнеегипетской, древнегреческой
и древнеримской скульптуры.
Раздел 1. Средневековое искусство
1.2. Искусство Византии
Раннехристианская
архитектура.
Храм
св.
Софии
в
Константинополе
Рассказать об образовании Восточной части Римской империи, об
истории термина «Византия»; о преемственности греко-римской
культуры. Познакомить с величайшими достижениями в области
архитектуры: разработке идеи христианского храма на рубеже V-VI веков
как подобия небесного града Иерусалима; проследить развитие
композиции храма от варианта римской базилики до создания схемы
крестово-купольного храма; раскрыть символику частей храма в их
единстве. Обратить внимание на скромную внешнюю отделку
сооружения и богатое
внутреннее убранство как специфику
византийских храмов; на расположение мозаик в интерьере.
Познакомить с шедевром византийской архитектуры Софией
Константинопольской (532 – 537 гг.; зодчие Анфимий из Тралл и Исидор
из Милета).
Византийская иконопись
Сформировать представление
о роли церковного интерьера в
византийском храме, о синтезе искусств, воплощенном в стенных и
плафонных росписях; об особенности иконописных изображений,
являющихся посредниками между видимым и невидимым миром в эпоху
средневековья; о роли иконописца, его подобии священнику. Проследить
то, как изменялся язык изображений святых от реалистических
индивидуальных образов до изобразительных элементов, которые
приобрели характер условных знаков, закрепленных в каноне.
Рассмотреть то, как развивался главный образ византийской культуры образ Иисуса Христа - от юноши пастуха до возникновения образа Бога –
грозного, непримиримого судьи. Рассказать о том, что именно Византия
выработала все прообразы (архетипы) - постоянные иконографические
схемы, от которых не полагалось отступать при изображении священных
сюжетов. Познакомить с мозаиками собора Сан Витале в Равенне;
мозаиками Софийского собора. Святой Лука как первый иконописец.
Шедевр византийской живописи 11 - начала 12 века – икона столичной
школы «Владимирская Богоматерь», иконографического типа
«Умиление». Взаимоотношение между изображением и молящимся.
Византийский орнамент
11

3

Сформировать представления о том, что в византийском орнаменте
осуществилось слияние эллинистических и восточных традиций;
орнамент состоял из сплетений звериных (птиц, грифонов, барсов)
мотивов, стилизованных растительных побегов, в частности,
виноградных лоз; формы утрачивают объемность, становятся более
плоскими.
Рассмотреть характерные черты и мотивы орнаментального искусства
Византии: причудливую узорчатость, заимствованную у персов;
изображения животных на византийских тканях, заключенные в
геометрические фигуры – круги или многоугольники;
сильно
стилизованные растительные формы, которые разделяются на
простейшие элементы (пальметику, полупальметику и вьющийся
стебель); древовидные композиции. Отметить наиболее употребляемые
цвета в византийском орнаменте: ярко-зеленый, яркокрасный,
фиолетовый, пурпурный. Обратить внимание на то, что заимствованные
и по-своему переработанные орнаментальные формы других народов,
сложившись в своеобразный византийский стиль, оказали влияние на
искусство стран Западной Европы и Востока, и в особенности - на русское
искусство.
Раннехристианская архитектура.
Эллинистические традиции в искусстве Византии. Стремление искусства
Византии к воспроизведению целостной картины мира. Архитектура
Византии. Сложение типа крестово-купольного храма. Значение
интерьера в архитектуре Византии. Введение естественного света в
композиционную и идейную структуру декорации византийского храма.
Храм св. Софии (конструкция, интерьер). Великолепие мозаичных
ансамблей Равенны. Сила эмоционального воздействия монументального
искусства Византии. Канон в византийской живописи как отражение
незыблемости христианской идеи. Художественные ремёсла в Византии.
Раздел 2. Искусство Западной Европы Х-ХПвв.
2.1. Искусство варваров
Познакомить с моделью мира средневекового европейца, сочетавшей в
себе первобытные магические представления и идеи античной
философии; показать соединение народной и светской культуры в
памятниках средневековья. Падение Римской империи. «Смутные
времена». Переселение народов и образование варварских государств.
Выход на первый план «варварских» элементов: образы фольклорных
традиций племен, разрушивших Рим. Мотивы «звериного стиля» как
отражение древних языческих представлений, страха перед силами
природы и христианского учения о греховности мира, враждебного
человеку. Наследие кельтов. Монастыри и кельтская книга. Кельтский
орнамент «плетенка». Вестготское королевство. Клад Гаррасар.
Каролингское Возрождение (8 – 9 вв.). Корона священной Римской
империи. Чудесный талисман Карла Великого. Искусство викингов.
«Звериный» стиль.
2.2. Романское искусство Х –ХII вв.
Средневековое искусство – искусство эпохи феодальной формации.
Сложность взаимодействия религии и искусства. Господство
религиозного мировоззрения в средние века. Место художника в
феодальном обществе. Одухотворённость, глубина выражения чувств в
произведениях средневекового искусства. Ведущая роль архитектуры в
12

1

1

1.3.

1.4.

1.5.

синтезе искусств средневековья. Значение городов и монастырей как
культурных центров. Романский стиль. Строительство замков феодалов,
крепостей, монастырей, церквей. Конструктивные и образнохудожественные особенности романских сооружений. Выразительность
скульптуры романских соборов.
Готическое искусство XII-XIV вв.
Готика – искусство расцвета средневековых городов-коммун. Синтез
искусств в готическом соборе (архитектура, скульптура, живопись,
витражи, музыка, мистерия, декоративно-прикладное искусство).
Конструктивные особенности готических соборов. Усиление роли
скульптуры в архитектурном ансамбле. Внутренняя динамика, отражение
жизненных наблюдений в готической скульптуре. Витражи. Светские и
реалистические тенденции в книжной миниатюре XV века. Искусство
Франции: собор Парижской Богоматери, соборы в Реймсе, Шартре и
Страсбурге, капелле Сент Шапель. Искусство Германии: Кёльнский
собор, собор во Фрейбурге, скульптура из собора в Наумбурге.
Ученик должен: - уметь различать памятники романские и готические; иметь понятие о синтезе искусств; - знать о значении средневекового
искусства в истории развития искусства.
Искусство средневекового орнамента.
Сформировать представление о декоре храма как гигантском орнаменте,
органично связанном с формой и духовным содержанием храма:
обильность изображений демонстрировала верующим сложность
мироустройства. Рассмотреть типы готического декора: 1) декор чисто
орнаментального характера; 2) декор, в котором фигуры становятся более
объемными и тщательно проработанными и как бы отрываются от стен.
Раскрыть причины взлета средневековой орнаментики в слиянии
традиций кельтского орнамента (плетенки) с искусством Византии и
арабомусульманской культуры. Познакомить с формулой, воплощавшей
новые художественные идеи: похожая на пирамиду фигура, стороны
которой в вершине сливаются в устремленную в бесконечность
вертикаль. Эта формула стала художественным воплощением
средневековой системы Бытия. В последний этап развития готики вместо
пирамиды появляется вибрирующие, словно языки пламени
орнаментальные ритмы, которые отражают внутреннюю напряженность
и крах мифологического сознания. Колорит витражей строится в
основном на фиолетово-лиловой гамме – этот цвет символически
воспринимался как цвет устремления души молящегося христианина
ввысь. С этим искусством органично связана и письменность готики –
образец высокого художественного стиля. Готический шрифт – один из
самых красивых в мире.
Искусство средневекового Востока.
Сформировать представление об исламском искусстве. Познакомить с
композицией культового здания ислама – мечетью – местом вознесения
молитвы и приобщения к религиозному знанию; особенностью
мусульманского искусства, которое не использует изображения
предметов и явлений окружающего мира. Ведущая роль Ирана. Влияние
византийской
культуры. Формирование исламского орнамента.
Арабески. Фатимидский стиль. Сельджукский стиль. Характерные черты
мавританского искусства. Ансамбль Альгамбра в Гранаде (Испания).
Крепостное зодчество. Строительство многофункциональных культовых
13

1

1

1

комплексов. Каменный медресе-мечеть-мавзолей султана Хасана в Каире
(1356 – 1363). Тимуридская архитектура. Мастера Сефевидов.
Раздел 3. Искусство Западной Европы
3.1.

3.2.

Искусство Раннего Возрождения в Италии
Основные черты эпохи Возрождения. Формирование гуманистического
мировоззрения в эпоху Возрождения. Периодизация искусства
Возрождения. Высокий авторитет искусства и художника в эпоху
Возрождения. Создание гуманистического идеала. Путь к реализму в
искусстве. Теоретические и практические искания художников. Изучение
античного наследия, перспективы, анатомии. Возникновение новой
станковой формы живописи. Характер композиции в живописи
Возрождения. Рисунок. Реалистическая реформа Джотто и её
распространение и итальянской живописи триченто. Росписи капеллы
дель Арена в Падуе. Утверждение реальной ценности человека.
Воспроизведение трёхмерного пространства, передача пластического
объёма. Новаторство в понимании объёма и пространства в архитектуре:
творчество Брунеллески. Новаторская сущность творчества Донателло:
«Давид» и «Кондотьер Гаттамелата». Воплощение гуманистического
идеала в скульптуре. Сочетание монументальной декоративности и
реалистического портрета в скульптуре. Реалистические новаторские
искания в живописи. Творчество Мазаччо - овладение средствами
линейной и воздушной перспективы. Фрески капеллы Бранкаччи. Пьеро
дела Франческа. Фрески церкви Сан Франческо в Ареццо. Утончённость,
хрупкость образов Боттичелли: «Весна», «Рождение Венеры».
Искусство Высокого Возрождения в Италии
Гармоничное сочетание научного и художественного подхода к
трактовке действительности у великих мастеров Возрождения.
Значение Леонардо да Винчи как учёного, мыслителя и художника.
Творческий путь Леонардо. Характерные черты: философское
осмысление жизни, создание обобщённого типа человеческой красоты,
синтетического образа природы: «Мадонна Бенуа», «Мадонна Литта».
Одухотворённость и высокая человечность «мадонн». Философская
широта и композиционное решение темы «Тайной вечери». Глубина
портретов Леонардо: «Портрет Моны Лизы», «Автопортрет».
Поиски в творчестве Рафаэля идеала гармонически развитого
совершенного человека. Эволюция излюбленного образа мадонны от
«Мадонны Конестабиле» до «Сикстинской Мадонны». Монументальные
композиции Рафаэля. Значение творчества Рафаэля в развитии
классического рисунка, композиции, портрета и монументальной
живописи Высокого Возрождения.
Творчество Микеланджело как наиболее яркое пластическое выражение
идеалов Высокого Возрождения и трагизма позднего периода эпохи.
Философское отражение важнейших идейных и политических событий
современности: «Пьета», «Давид», «Рабы». Ансамбль капеллы Медичи.
Величайший монументальный фресковый цикл - роспись Сикстинской
капеллы. Рисунки и архитектурные работы Микеланджело. Значение
творчества Микеланджело. Творчество Тициана. Особенности развития
венецианской школы, сохранение ренессансных идеалов. Блистательный
колорит Тициана, передача радости и гармонии бытия. Роль Тициана в
развитии ренессансного портрета. Тема страдания и гибели героев в
14

2

3

позднем творчестве Тициана как следствие общего кризиса Возрождения.
Сравнение флорентийской и венецианской школ живописи. Значение
искусства Возрождения для дальнейшего развития мирового искусства
Итого:

16 ч

Второй год обучения
1 полугодие
Искусство эпохи Возрождения в Северной Европе
Гуманистические тенденции в разработке проблем духовной жизни и
острый интерес к окружающей жизни в искусстве Нидерландов и
Германии в эпоху Возрождения. Реалистическая реформа Яна ванн Эйка.
Роль П. Брейгеля в формировании демократической и социальной
направленности крестьянского жанра и национального пейзажа.
Иносказательность творчества П. Брейгеля , за которой стоят
злободневные проблемы современности. А. Дюрер - один из крупнейших
гуманистов Возрождения. Его роль в создании общенационального
направления немецкого реализма. Типические характеры представителей
эпохи Возрождения в портретном творчестве Г.Г ольбейна-младшего.
Сравнение искусства итальянского Возрождения с искусством северного
Возрождения: темы и сюжеты, изобразительная система.
1.2. Искусство Испании XVII в.
Особенности исторического развития Испании. Творчество Эль Греко.
Трагический характер его образов.
Расцвет испанской реалистической живописи. Творчество X. Риберы и Ф.
Сурбарана. Творчество Д. Веласкеса - вершина испанской
реалистической живописи. Композиционное и колористическое
мастерство Веласкеса: «Завтрак», «Менины», «Пряхи», Портреты кисти
Веласкеса. Историческое полотно «Сдача Бреды».
1.3. Искусство Италии XVII в.
Сложность формирования искусства XVII в., происходившего в условиях
борьбы прогрессивных сил общества с силами феодально-католической
реакции. Взаимосвязь науки и искусства. Развитие в XVII в.
Национальных художественных школ. Сложное взаимодействие
различных художественных течений (академизма, барокко, классицизма)
в процессе формирования стилистического единства искусства XVII в.
Закрепление системы реалистических жанров в живописи Западной
Европы XVII в. Искусство барокко как реализация новых представлений
о безграничности, постоянной изменчивости мира и его драматической
сложности. Новые образные и пластические принципы в творчестве Л.
Бернини. Рассудочность и эклектизм искусства А. Карраччи и
«болонской академии». Демократизм и жизненная убедительность
живописи Караваджо. Значение творчества Караваджо в развитии
европейской живописи.
1.4. Искусство Фландрии XVII в.
Реалистическая основа и жизнеутверждающая сила творчества П.П.
Рубенса. Разносторонняя одарённость Рубенса и его живописное
мастерство. Стремление А. Ван Дейка воплотить в портретах идеал
духовно утончённой личности. Реалистические традиции в живописи Я.
Йорданса. Натюрморты Ф. Снейдерса.
1.1.

15

1

1

3

2

1.5.

1.6.

1.7.

1.8.

1.9.

Искусство Голландии XVII в.
Демократизация голландской культуры в первой половине XVII в.
Ведущая роль станковой реалистической живописи в голландском
искусстве. Воссоздание действительности, сочетающейся с острым
чувством красоты, в пейзажах и натюрмортах голландских живописцев.
«Малые голландцы». Значение творчества Ф. Хальса в сложении
голландской художественной школы.
Творчество Рембрандта ван Рейна
Творчество Рембрандта ван Рейна - вершина реалистического искусства.
Жизненный и творческий путь Рембрандта. Огромная духовная
значительность и философская глубина искусства Рембрандта. Роль света
как средства усиления эмоциональной выразительности в его картинах.
Живописная фактура его полотен. Глубина психологической
характеристики, отражение всего жизненного пути человека, его
духовной чистоты в поздних портретах. Высокое мастерство исполнения
и глубина содержания в офортах Рембрандта.
Искусство Франции XVII в.
Значение абсолютно монархии для Франции XVII в. Классицизм в
искусстве Франции XVII в. Возвышенность, торжественность искусства
Н. Пуссена. Л. Ленен и Ж. де Латур - представители направления
«живописи реального мира». Ленен - создатель крестьянского жанра во
французской живописи. Утверждение простоты, жизненной правды и
моральной ценности образов крестьян. Зарождение черт реализма во
французском искусстве. Господство классицизма как официального
направления в архитектуре: Версаль, Лувр.
Искусство импрессионизма
Создание новой живописной системы в западноевропейском искусстве
XIX в. И взаимосвязь её с новым миропониманием. Борьба с салонным и
академическим искусством. Значение творчества Э.Мане в развитии
реалистических тенденций во французском искусстве: «Завтрак на
траве», «Портрет Э. Золя». Актуальность и гражданственность графики и
акварели Э. Мане: «Гражданская война», «расстрел коммунаров».
Заостренность характеров в искусстве Э.Дега: «Гладильщицы белья».
Композиционное новаторство Дега: «Скачки в Эпсоме», «Голубые
танцовщицы». Характеристика основных особенностей творческого
метода импрессионистов: темы и сюжеты в живописи; принципы
композиции; живописная система импрессионистов. Объяснение
термина «импрессионизм». К.Моне - лицо импрессионизма. Разработка
плейера и техники импрессионизма: «Бульвар Капуцинок в Париже».
Серия картин «Руанский собор». Значение и обаяние образов О. Ренуара:
«обнажённая», «Портрет артистки Жанны Самари» Решение
импрессионистами живописно- колористических проблем. Образы
повседневной жизни - герои импрессионистов. Творчество О. Родена.
Реалистическая основа творчества и влияние импрессионизма.
Патриотизм и гражданственность: «Граждане Кале». Стремление к
философскому осмыслению действительности: «Мыслитель». Значение
творчества Родена, его открытий для развития скульптуры XX века.
Искусство постимпрессионизма
Положение
художника
в
буржуазном
обществе.
Усиление
индивидуалистических исканий. Постимпрессионисты – предтечи
современного западноевропейского искусства. Трактовка пространства и
формы предметов в произведениях П. Сезанна. Значение цвета в
16

2

1

3

2

2

моделировке
формы.
Эмоциональная
выразительность
и
экспрессивность живописи В. Ван Гога: « Прогулка заключённых»,
«Едоки картофеля», «Подсолнухи». Одушевлённость природы в его
произведениях. Роль цвета и фактуры. Письма Ван Гога – выдающийся
документ внутренней творческой работы художника. Творчество П.
Гогена. Обобщенно-декоративное понимание цвета художником.
Итого:

17 ч

Второй год обучения
2 полугодие
1.1.

Характеристика основных направлений западноевропейского
искусства 20 в.
Сложный и противоречивый характер искусства 20 в. А. Матисс.
Красочность, оптимизм, декоративность его творчества. Натюрморты и
портреты Матисса. Распространение различных формалистических
течений: кубизма, абстракционизма, сюрреализма и других
направлений, быстрая смена их. Реалистическое искусство начала 20 в.
П. Пикассо. Гуманизм лучших работ. Обличение античеловеческой
сущности фашизма. Графика.
Особенности экономической, общественной и политической жизни
стран Западной Европы начала XX века. Влияние русского искусства на
развитие искусства зарубежных стран. Сложный и противоречивый
характер искусства XX века. А. Матисс. Красочность, оптимизм,
колористические искания в его творчестве. Картина «Танец»,
натюрморты и портреты Матисса.
Распространение различных формалистических течений: кубизма,
абстракционизма, сюрреализма, их быстрая смена. П. Пикассо. Гуманизм
лучших работ: «Старик нищий с мальчиком», «Девочка на шаре».
Обличение античеловеческой сущности фашизма: «Герника». Графика:
«Голубь мира», «Лицо мира».
Раздел 1. Искусство Древней Руси

1

1.1.

Искусство древних славян. Искусство Киевской Руси XI-ХПвв
Предания об основании Киева и деятельности первых русских князей.
Рассказать о реформирование языческого культа в эпоху князя
Владимира; о Крещении Руси, о первом каменном строении –
Десятинной (Рождества Богородицы) церкви (не сохранилась); о
переносе традиции константинопольской художественной школы в
художественную культуру Руси. Познакомить с памятниками
архитектуры: Золотыми воротами и Софийским собором. Рассмотреть
мозаики интерьера. Сравнить
с первообразом – Софией
Константинопольской. Рассказать о древнерусских ремеслах, показать
образцы ювелирного искусства.
Искусство Новгорода
Сформировать представление о Новгороде как одном из уникальных и
древнейших городов России, чьи памятники культуры не были
разгромлены в средние века. Рассказать о современном научном взгляде
на происхождение новгородцев, в связи с открытиями новгородских
берестяных грамот в XX веке; об устройстве города и особенностях
уклада. Познакомить с памятниками архитектуры и изобразительного

1

1.2.

17

1

1.3.

1.4.

искусства: устройством новгородского Детинца (крепости); с историей
Софийского собора; с бронзовыми сетунскими вратами и др. Выявить
характерные черты новгородской архитектуры (использование местного
камня-известняка, простая планировка, минимум декора); замена
мозаики фресковыми росписями. Рассмотреть идеи и композиции икон
«Спас Нерукотворный», «София Премудрость Божия», «Отечество с
избранными святыми», «Знамение Богоматери», «Св. Георгий со змеем»,
«Битва новгородцев с суздальцами».
Искусство Владимиро-Суздальского княжества ХП в
Сформировать представление о белокаменной архитектуре ВладимироСуздальского княжества как вершине русского искусства XII-XIII веков.
Познакомить с шедеврами архитектуры: «Золотыми воротами» (1164),
Успенским (1158 – 1161) и Дмитровским (1194 – 1197) соборами города
Владимира; Георгиевским собором из Юрьева-Польского, дворцом князя
Андрея Боголюбского (реконструкцией), храмом Покрова на Нерли
(1165); с архитектурой города-музея Суздаля.
Выявить характерные черты владимиро-суздальской архитектурной
школы: использование белого камня для строительства храмов; деление
поверхности
стены
аркатурно-колончатым
поясом
(фризом);
белокаменное узорочье фасадов (владимирские мастера перенесли
приемы обработки дерева на камень), в котором отражено народное
представление о красоте. Рассказать о большой реставрационной работе,
проделанной учеными в деле сохранения памятников архитектуры.
Искусство Москвы XIV-XV вв.
Отражение роста самосознания русского народа, идеи создания
централизованного государства в искусстве Московской Руси.
Перестройка Московского Кремля и укрепление монастырей вокруг
Москвы. Новый тип московского храма. Собор Успения Богоматери на
Городке в Звенигороде. Спасский собор Андроникова монастыря,
Троицкий собор в Троице - Сергиевом монастыре. Успенский собор
(архитектор Аристотель Фиораванти)- центральное сооружение
Московского Кремля. Архангельский собор (архитектор Алевиз новый),
Благовещенский собор, Грановитая палата, Колокольня Ивана Великого
в Московском Кремле. Воплощение традиций владимирского,
новгородского и псковского зодчества в постройках Московского
Кремля. Значение творчества Андрея Рублёва для древнерусской
живописи. Одухотворенность и религиозная глубина его произведений.
Иконостас Благовещенского собора в Москве и роспись Успенского
собора во Владимире (совместно с Даниилом Чёрным). «Спас
Звенигородский». Совершенство композиции и цветового строя
«Троицы». Творчество Дионисия. Фрески Ферапонтова монастыря.
Особенности изобразительной системы древнерусской живописи.
Книжная миниатюра и декоративно-прикладное искусство Московской
Руси.
Искусство Москвы XV-XVII вв.
Завершение образования единого централизованного государства.
Возникновение книгопечатания и оживление культурной жизни.
Разнообразие конструктивных решений и декора в русской архитектуре
XVI-XVII вв. Создание шатровых храмов. Церковь Вознесения в
Коломенском. Совершенство её форм и связь с окружающим пейзажем.
Собор Василия Блаженного (Покрова «на рву»), возведённый Бармой и
Постником. Его план, композиция, декоративное решение. Семнадцатый
18

1

3

3

1.5.

1.1.

1.2.

1.3.

век - время острых социальных конфликтов в России. Возрастающее
значение светского начала в искусстве; жизнеутверждающий характер,
декоративное великолепие русского искусства XVII в. Ростовский
Кремль. Теремной дворец Московского Кремля. «Крутицкий теремок».
Дворец в селе Коломенском. Особенности русского деревянного
зодчества. Церкви: Никольская в Панилове, Преображения в Кижах,
Покрова в Филях, Знамения в Дубровицах. Барочные тенденции в
русской архитектуре конца ХVII века. Новый характер изображения на
иконах XVII в.. Строгановская школа. Значение Симона Ушакова как
художника переходного времени. Парсуна как отражение светских и
реалистических тенденций в русской живописи XVII в.
Народна роспись по дереву. Народная картинка.
Ученик должен: - знать основные этапы развития древнерусского
искусства; - иметь навыки анализ отличительных особенностей
древнерусской архитектуры и живописи разных эпох и школ.
Декоративно-прикладное искусство Древней Руси
Сформировать представления об Оружейной палате Московского
Кремля как высшей художественной школе средневековой Руси, в
которой сосредоточились основные ремесленные силы; чувство земной
красоты, интерес к реальным формам, с одной стороны, с другой –
сказочная фантастика - пронизывали все виды художественного
творчества. Орнаментальность, претворявшая мотивы живой природы,
была ведущим началом искусства. Сокровища Теремного дворца Кремля.
Рассмотреть образцы ажурной резьбы (каменная и деревянная резьба
Новодевичьего монастыря); архитектурной керамики – изразцов
(убранство теремка Крутицкого митрополичьего подворья); эмальерного
искусства (золотая оправа седла «большого наряда» царя Михаила
Федоровича); лицевого и декоративного шитья (покров с изображением
Сергия Радонежского с житием – вклад Строгановой в ТроицкоСергиевский монастырь).
Раздел 2. Русское искусство XVIII-начала ХХ вв.
Архитектура первой половины XVIII в.
Экономический и политический рассвет россии. Историческое значение
реформ Петра I. Развитие международных культурных связей.
Нарышкинское барокко - переходный период в русской архитектуре.
Цельность архитектурного облика Петербурга. Работы иностранных
мастеров в России и определяющая роль русских национальных
традиций в их творчестве. Д. Трезини. Национальное своеобразие
русского барокко. Творчество Б. Растрелли. Екатерининский дворец в
Царском Селе. Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге.
Развитие паркового искусства.
Скульптура и живопись первой половины XVIII в.
Развитие реалистического портрета в русской скульптуре и живописи
ХШв.. Образ Петра Первого в творчестве Б.К. Растрелли. Творчество
А.М. Матвеева, И.Н. Никитина, А.П. Антропова. Типичность портрета,
перерастающая в социальную характеристику. Возникновение русского
натюрморта. Роль М. В. Ломоносова в русской культуре и искусстве.
Архитектура второй половины XVIII в.
Выражение идей просветительства, гражданственности, представлений
об идеальном государстве в эстетике классицизма. Критика
крепостничества и формирование революционных идей. Значение
19

1

1

1

1

1.4.

образования Петербургской Академии художеств в и развитие русского
искусства. Формирование в архитектуре стиля русского классицизма.
Творчество крупнейших архитекторов России ХШв.: В.И. Баженова,
М.Ф. Казакова, И.Е. Старова. Расцвет таланта Ч. Камерона, Д. Кваренги
в России.
Скульптура и живопись второй половины XVIII в.
Возвышенный пафос русской скульптуры XIII в. Как отражение
торжества нравственного человеческого достоинства. Памятник Петру I
Э. Фальконе, раскрывающий не только образ самого Петра, но и смысл
его деятельности, его роли в исторической судьбе России. Острота и
объективность образов Ф.И. Шубина - мастера реалистического
скульптурного портрета: портреты М.В. Ломоносова, А.М. Голицына,
Павла I, неизвестного. Патриотический пафос монументальных
скульптур М.И. Козловского - яркого представителя классицизма:
«Памятник Суворову», «Самсон». Становление классицизма в русской
живописи. Понятие «академическая живопись» и «академизм». Система
обучения в старой Академии художеств. Творчество А.П. Лосенко мастера исторической картины.
Развитие реалистического портрета в русской живописи XVII в. проявление внимания к личности, внутреннему миру человека:
творчество Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского.
Становление бытового жанра и пейзажа как самостоятельных жанров в
русской живописи. Зависимое положение крепостных художников и их
роль в развитии русского искусства.
Итого:

2

16 ч

Третий год обучения
1 полугодие
1.1.

1.2.

Архитектура первой половины XIX в.
Общенародный патриотический подъём, вызванный Отечественной
войной 1812 года. Восстание декабристов. Архитектура первой половины
XIX в., как высшее достижение русского классицизма: В.Н. Воронихин Казанский собор, А.Д. Захаров Адмиралтейство, Т. Де Томон - Биржа.
Крупнейший мастер архитектурных ансамблей К.И. Росси. Деятельность
О.И. Бове и Д.И. Жилярди по восстановлению Москвы после
Отечественной войны 1812 г. Исаакиевский собор А.А. Монферрана памятник русской архитектуры позднего классицизма.
Скульптура и живопись первой половины XIX в.
Расцвет скульптуры зрелого классицизма. Творчество И.П. Мартоса:
патриотизм и гражданственность памятника Минину и Пожарскому.
Малая скульптура. Надгробная пластика: И.П. Мартос - надгробие С.С.
Волконской. Медальоны Ф.П. Толстого, посвящённые войне 1812 года.
Скульптурные группы на Аничковом мосту П.К. Клодта. Классические и
реалистические тенденции в русской живописи первой половины XIX в.
Новые черты живописи начала XIX в. Интерес к жизни народа и
национальному характеру. О.А. Кипренский. Черты романтизма в
творчестве художника, реалистических характер его портретов: А.А.
Челищева, Е.В. Давыдова, А. С. Пушкина, «Кружевница». Жанровая
живопись А.С. Венецианова. Образы русских крестьян и русской
20

1

2

1.3.

1.4.

1.5.

природы. Работы с натуры. «Гумно», «Весна. На пашне», «Захарка»,
«Автопортрет». Венециановская школа. Г.В. Сорока - его творчество и
тяжёла судьба. Искусство пейзажа в русской живописи. Творчество С.Ф.
Щедрина - сплав черт классицизма и романтизма. Интерес к проблемам
плейера. К.П. Брюллов. Академические традиции и черты романтизма и
реализма в его творчестве. Историческая и портретная живопись
Брюллова: «Последний день Помпеи», «Всадница», Портрет
Струговщикова», «Автопортрет». Творчество великого русского
художника А.А. Иванова. Работа над картиной «Явление Христа народу»,
новаторство и значительность её идейнонравственного смысля и
выразительность средств живописи. Значение творчества Иванова для
русского искусства.
Творчество П.А. Федотова - предшественника критического реализма в
русской живописи второй половины XIX в. Бытовые картины как
сатирическое изображение различных слоёв общества: «свежий кавалер»,
«сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Анкор, ещё анкор».
Портреты кисти Федотова.
Жанровая живопись второй половины XIX в.
Творчество передвижников. Общественное движение в России 60-70 годов, его отражение в русской публицистике и искусстве.
Изобразительное искусство и литература. Ведущее положение бытового
жанра в живописи второй половины XIX в. Протест против
академического искусства. «Бунт четырнадцати» - борьба за
демократическое искусство. Организация Петербургской артели
художников. Возникновение товарищества Передвижных выставок.
Творчество одного из основоположников критического реализма В.Г.
Перова. «Сельский крестный ход на Пасхе», «Чаепитие в Мытищах»,
«Проводы покойника», «Тройка». Портреты В.Г. Перова как пример
психологического социального портрета: «Портрет Ф. М. Достоевского».
И.Н. Крамской - организатор, теоретик и идейный руководитель
передвижников. Портреты Л.Н. Толстого, Н.А. Некрасова. Тематическая
картина «Христос в пустыне». Социальные проблемы, затронуты в
произведениях передвижников. Г.Г. Мясоедов — «Земство обедает»,
К.А. Савицкий — «Ремонтные работы на железной дороге; В.Е.
Маковский «Крах банка», «Свидание»; Н.А. Ярошенко - «Кочегар»,
«Портрет артистки П.А. Стрепетовой», «Всюду жизнь». Роль
выдающегося критика В.В. Стасова, художника-педагога П.П. Чистякова
и основателя картинной галереи П.М. Третьякова в становлении русского
реалистического искусства второй половины XIX в.
Творчество И.Е. Репина
И.Е. Репин - художник-реалист. Этапы творческого пути. Отображение
тяжёлой жизни народа «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской
губернии». Историко-революционная тема: «Арест пропагандиста», «Не
ждали». Исторические картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября
1581 года», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Портреты
Л.Н. Толстого, П.А. Стрепетовой, Мусоргского, «Протодьякон». Эскизы
портретов к картине «Торжественное заседание Государственного
совета».
Архитектура первой половины XIX в.
Общенародный патриотический подъём, вызванный Отечественной
войной 1812 года. Восстание декабристов. Архитектура первой половины
XIX в., как высшее достижение русского классицизма: В.Н. Воронихин 21

2

1

1

1.6.

1.7.

1.8.

1.9.

Казанский собор, А.Д. Захаров Адмиралтейство, Т. Де Томон - Биржа.
Крупнейший мастер архитектурных ансамблей К.И. Росси. Деятельность
О.И. Бове и Д.И. Жилярди по восстановлению Москвы после
Отечественной войны 1812 г. Исаакиевский собор А.А. Монферрана памятник русской архитектуры позднего классицизма.
Пейзажная живопись второй половины XIX в.
Обращение художников к русскому национальному пейзажу. Раскрытие
в образах природы настроений и переживаний человека. Романтизм
произведений И.К. Айвазовского: «Девятый вал». Особенности
лирических пейзажей А.К. Саврасова - «Грачи прилетели», «просёлок».
Величавость и эпическая широта пейзажей И.И, Шишкина: «Рожь»,
«Корабельная роща», «Лесные дали». Рисунок в творчестве Шишкина.
Лиризм и тонкие нюансы настроения в пейзажах Ф.А. Васильева:
«Оттепель», «Мокрый луг». Колористические решения пейзажей А.И.
Куинджи: «Ночь на Днепре». Камерность пейзажа, разработка плейера в
творчестве В.Д. Поленова: «Московский дворик». Творчество И.И.
Левитана - вершина развития русского национального пейзажа. Передача
настроения и чувств человека в характере изображаемой природы:
«Осенний
день.
Сокольники»,
«Берёзовая
роща».
Поиски
монументального обобщения образа русской природы: «Март», «Золотая
осень», «над вечным покоем» «Владимирка», «Озеро. Русь». Композиция
и колорит произведений.
Историческая и батальная живопись второй половины XIX в.
Выявление конфликта прогрессивных и реакционных сил в картине Н.Н.
Ге «Пётр 1 допрашивает царевича Алексея». Антивоенный характер
картин В.В. Верещагина «Смертельно раненый», «Апофеоз войны».
Прославление героизма русского народа: «Не замай, дай подойти».
Былинно-сказочный характер образов В.М. Васнецова: «Алёнушка»,
«Богатыри». Обращение к эпосу и истории «Каменный век», «После
побоища Игоря Святославича с половцами».
Творчество В. Сурикова и В. Васнецова
Дать представления о развитии исторического жанра в творчестве
передвижников: от реальной истории к истории легендарной,
фольклорной, окрашенной патриотическим энтузиазмом; о том, что
высшие достижения реализма второй половины XIX века в историческом
жанре связаны с деятельностью В. И. Сурикова; познакомить с былинным
характером картин В. М. Васнецова. Рассказать о происхождении
художника из среды казаков, которые осваивали сибирские просторы, о
детских впечатлениях, которые сформировали мировоззрение художника
и послужили основой его творчества. Рассмотреть главные картины В.
Сурикова: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меньшиков
в Березове», «Покорение Сибири Ермаком», «Степан Разин». Сделать
переход от композиции Сурикова «Степан Разин», основанной на
фольклорных традициях, к рассмотрению творчества Виктора Васнецова.
Анализ картин «После побоища Игоря Святославича с половцами»,
«Богатыри», «Аленушка». Рассказать о том, что появившаяся в картинах
художника способность наделять пейзаж и детали эмоциями пригодилась
ему при создании декорации к «Снегурочке». С тех пор к декорации стали
предъявлять те же требования, что и к живописной картине.
Творчество В.А. Серова.
В.А. Серов — великий русский портретист. Этапы творческого пути.
Колористическое мастерство и новаторство живописных приёмов в
22

2

1

2

1

ранних работах: «Девочка с персиками», «Девушка, освещённая
солнцем». Острота психологических и социальных характеристик в
портретах Г.Л. Гиршман, О.К. Орловой, Мики Морозова, М.Н.
Ермоловой. Историческое полотно: «Пётр I». Пейзаж: «Заросший пруд.
Домотканово». Серов- художник- график. Иллюстрации к басням.
1.10. Творчество К.А. Коровина
Жизненный и творческий путь К. А. Коровина. «Северная идиллия»,
«Зимой». Импрессионистические тенденции в его творчестве.
Театральнодекорационная деятельность художника. Натюрморт в
творчестве Коровина.
1.11. Русское искусство конца XIX- начала XX вв.
Творческие искания художников рубежа веков. Поэтическая связь
природы и человеческой личности в картинах М.В. Нестерова: «Видение
отроку Варфоломею», «Житие преподобного Сергия», «Святая Русь»,
«На Руси», «Портрет дочери», «Философы». Творчество Б.М.
Кустодиева, К.Ф. Юона, В.Э. Борисова - Мусатова, А.Е. Архипова, С.В.
Иванова, Н.А. Касаткина, К.С. Петрова-Водкина.
1.12. Творчество М.А. Врубеля
Творческий путь М.А. Врубеля. Живописное мастерство, повышенная
эмоциональность образов, Индивидуальная трактовка объёма и
красочная гамма. Фантастические образы Врубеля: « Демон», «Царевна Лебедь», «Пан». Техника акварели в творчестве мастера. М.А. Врубель и
М.Ю. Лермонтов.
Итого:

1

2

1

17 ч

Третий год обучения
2 полугодие
1.1

Стили и направления начала XX века
Сформировать понятие об эволюции художественных стилей и
направлений в зарубежном искусстве ХХ века, отходе от реализма,
провозглашении независимости искусства от действительности.
Объяснить причины возникновения различных формалистических
течений, быструю их смену. Краткий обзор некоторых наиболее важных
течений модернизма.
Раздел.1.История изобразительного искусство советского периода

1

1.1.

Изобразительное искусство периода Октябрьской революции и
гражданской войны
Октябрьская революция- начало нового этапа в развитии культуры и
искусства. Первые мероприятия советской власти в области искусства и
сохранения художественного наследия прошлого.
Расцвет агитационного массового искусства. «Окна сатиры РОСТА».
Плакаты М.М. Черемных и В.В. Маяковского. Творчество Д.С. Моора и
В.Н. Дени. Агитационный фарфор. Революционный пафос произведений
Б.М. Кустодиева, К.Ф. Юона, А.А. Рылова.
Искусство 20-х годов
Изучение художниками группы АХРР советской действительности.
Значение станковой картины. Творчество М.Б. Грекова. Картины К.С.
Петрова-Водкина «После боя», «Смерть комиссара»», А.А. Дейнеки
«оборона Петрограда». Обращение к образу В.И. Ленина в творчестве

2

1.2.

23

2

1.3.

1.4.

1.5.

И.И. Бродского и А.М. Герасимова. Образ советского человека в
портретной живописи 20-х годов: С.В. Малютин «Портрет Д.А.
Фурманова», Г.Г. Ряжский «Делегатка», «Председательница». Развитие
пейзажного жанра: А.А. Рылов, А.А. Осмёркин. Зарождение советского
индустриального пейзажа. Натюрморты И.И. Машкова, К.С. ПетроваВодкина. Книжная и станковая графика. Работы М.В. Добужинского,
В.А. Фаворского, А.П. Остроумовой-Лебедевой, П.В. Митурича.
Выдающееся изведение советской архитектуры – мавзолей В.И. Ленина
(архитектор А.В. Щусев)
Искусство 30-х годов
Историко-революционная тема в творчестве Б.В. Иогансона: «На старом
уральском заводе», «Допрос коммунистов». Отражение жизни советского
народа в творчестве А.А. Дейнеки, А.А. Пластова, К. Н. Истомина. Тема
спорта в творчестве А.А.Дейнеки, А.Н. Самохвалова. Расцвет портретной
живописи.
Создание
М.В.
Нестеровым
портретов
русской
интеллигенции. Портретные работы П.Д. Корина. Развитие пейзажной
живописи. Городской пейзаж Ю.И. Пименова. Пейзажи В.К.
Бялыницкого-Бирули, Н.П. Крымова. Натюрморт в творчестве И.И.
Машкова и П.П. Кончаловского. Ведущее значение книжной
иллюстрации. В.А. Фаворский, Е.А. Кибрик. Расцвет монументальной
скульптуры. Скульптурная группа В.И. Мухиной «Рабочий и
колхозница». Строительство Московского метрополитена.
Искусство периода Великой Отечественной Войны
Образ героического советского народа в искусстве. Гуманизм советского
искусства. Разоблачение человеконенавистнической сущности фашизма.
Утверждение стойкости и несгибаемого мужества советского человека.
Большая мобилизующая роль плаката и политической карикатуры.
Плакаты И.М, Тоидзе, В.Б. Корецкого. «Окна ТАСС». Работы
Кукрыниксов. Графические серии Д.А. Шмаринова и А.Ф. Пахомова.
Отражение массового героизма народа в живописи. А.А. Дейнека «Оборона Севастополя». А.А. Пластов - «Фашист пролетел», С.В.
Герасимов - «Мать партизана». Патриотическая роль исторической
живописи. П.Д. Корин – триптих «Александр Невский. Военный пейзаж
в творчестве А.А.Дейнеки, Г.Г. Нисского. Скульптурные портреты героев
войны в творчестве В.И. Мухиной, Е.В. Вучетича. Образы народных
героев в творчестве М.Г. Манизера: «Народные мстители», «Зоя».
Искусство конца 40- начала 80-х годов
Обращение к темам прошедшей войны: философское осмысление
(Кукрыниксы - «Конец»), прославление мужества и силы духа советского
воина (П.А. Кривоногов - «Защитники Брестской крепости», М.А.
Савицкий - «Партизанская мадонна»), раскрытие его характера (Ю.М.
Непринцев - «Отдых после боя»), воспоминания и размышления (А.И.
Лактионов - «Письмо с фронта, А.П. и С.П. Ткачёвы - «Между боями», В.
Н. Костецкий - «Возвращение», В.Е. Попков - «Шинель отца»). Тема
борьбы за мир как одна из центральных в советском искусстве.
Графическая серия Б.И. Пророкова «Это не должно повториться!»,
«Испанский триптих» А.А. Мыльникова. Отражение созидательного
труда советских людей. Т.Н. Яблонская - «Хлеб», А.А. Пластов - «Ужин
трактористов», С.А. Чуйков - «Дочь Советской Киргизии», П.Ф. Никонов
- «Геологи». Творчество В.Е. Попкова, Т.Т. Салахова. Портрет как
создание образа современника. П.П. Кончаловский - «автопортрет в
жёлтой рубашке», П.Д. Корин - «Портрет Кукрыниксов», Д.Д.
24

2

3

3

1.6.
1.7.

Жилинский - «Гимнасты». Определяющая роль эпического пейзажа.
Развитие индустриального пейзажа. Работы Г.Г. Нисского, М.С. Сарьяна.
Городской пейзаж Ю.И. Пименова. Натюрморт в творчестве В.Ф.
Стожарова, А.Ю. Никича Решение творческих задач в области
монументальной и портретной скульптуры. Монумент Воинаосвободителя в Трептов-парке в Берлине, монументальный комплекс
Мамаева кургана в Волгограде (Е.В. Вучетич). Памятники: жертвам
фашизма в Пирчуписе (скульптор Г.А. Иокубонис), генералу Д.М.
Карбышеву (скульптор В.Е. Цигаль), А.С. Пушкину в Ленинграде
(скульптор М.К. Аникушин), В.В. Маяковскому в Москве (скульптор
А.П. Кибальников). Станковые работы: С.Т. Конёнков - «Автопортрет».
Иллюстрации В.А. Фаворского к слову о полку Игореве», «Борису
Годунову» и «Маленьким трагедиям» А.С. Пушкина; С.А. Красаускаса –
к поэме «Человек» Э. Межелайтиса; Д.А. Шмаринова – к «Войне и миру».
Современная архитектура: Лужники, Дворец Пионеров, Кремлёвский
дворец съездов, Олимпийские комплексы в Москве.
История моего края, города
Познакомить с художниками Урала 20 века. Посещение музея города
Итоговая аттестация
Итого:

2
1
16 ч.

2.2.Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
 виды и жанры изобразительного искусства;
 основные этапы развития русского и западноевропейского искусства;
 основные общественно-политические события жизни западноевропейских стран и
России и их влияние на искусство;
 характерные черты, присущие архитектурным, скульптурным и живописным
произведениям разных эпох и стилей;
 основные произведения мастеров архитектуры, скульптуры и живописи;
 творческий путь известных мастеров русского и западноевропейского искусства.
Учащиеся должны уметь:
 проводить сравнительный анализ произведений архитектуры, скульптуры и живописи
разных стилей и эпох;
 анализировать отдельные произведения искусства с точки зрения обусловленности
внешней формы внутренним идейным содержанием;
 выявлять общие стилевые черты в архитектурных, скульптурных и живописных
произведениях разных стран и эпох;
 определять национальные черты в произведениях искусства;
 различать индивидуальный «почерк» отдельных художников;
 выявлять средства выразительности, которыми пользуется художник, и понимать,
какое значение они имеют для выражения отношения художника к изображаемым явлениям.
2.3.Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления
контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль осуществляется
проверочная, воспитательная и корректирующая функции.
25

Видами контроля по учебному предмету «История изобразительного искусства»
являются текущая и промежуточная аттестации. Текущая аттестация проводится с целью
контроля качества освоения конкретной темы или раздела по учебному предмету. Текущая
аттестация проводится по четвертям в форме просмотра учебных и домашних работ
ведущим преподавателем, оценки заносятся в классный журнал.
Виды и формы промежуточной и итоговой аттестации:
Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль
успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве текущего контроля успеваемости используются работа на уроке. Текущий
контроль успеваемости проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольного урока – просмотра
учебно-творческих работ, на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет. После 3 класса проводится зачет.
Выставляются
оценки
«отлично»,
«хорошо»,
«удовлетворительно»,
«неудовлетворительно».
Критерии оценок
По результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются оценки: «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно».
Оценка 5 «отлично»
Предполагает:
 самостоятельный выбор формата;
 правильную компоновку изображения в листе;
 последовательное, грамотное и аккуратное ведение построения;
 умелое
использование
выразительных
особенностей применяемого
графического материала;
 владение линией, штрихом, тоном;
 умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке;
 умение обобщать рисунок и приводить его к целостности;
 творческий подход.
Оценка 4 «хорошо»
Допускает:
 некоторую неточность в компоновке;
 небольшие недочеты в конструктивном построении;
 незначительные нарушения в последовательности работы тоном, как следствие,
незначительные ошибки в передаче тональных отношений;
 некоторую дробность и небрежность рисунка.
Оценка 3 «удовлетворительно»
Предполагает:
 грубые ошибки в компоновке;
 неумение самостоятельно вести рисунок;
 неумение
самостоятельно
анализировать
и исправлять допущенные
ошибки в построении и тональном решении рисунка;
 однообразное использование графических приемов для решения разных задач;
 незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке.
2.4.Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателям
26

«История Изобразительного искусства» - предмет, который уже по своему
определению и свойствам преподаваемого материала предполагает вариативный подход к
методике преподавания. Причем методы, которыми будет достигаться наибольшая
эффективность в освоении материала, будут различаться не только в зависимости от
личных качеств и предпочтений преподавателя, но во многом и в зависимости от
особенностей аудитории, особенностей личности учащихся. Начальные понятия из теории
и истории искусства должны быть представлены ученикам в живой и актуальной форме.
Решая задачу развития художественного восприятия учащихся, преподаватель
обязан заботиться об общей гуманитарной и художественной эрудиции детей, должен
воспитать у них отзывчивость на идейно эстетическое воздействие искусства, на единство
содержания и формы художественного произведения. Необходимо формировать
оптимальный уровень личного отношения к произведению искусства, который
предполагает понимание общественного значения данного произведения, объективную и
самостоятельную оценку авторской позиции, активную связь содержания искусства с
собственным жизненным опытом. Формируя у учащихся представления о развитии
искусства, как на протяжении всей истории, так и в пределах одной эпохи, педагогу
необходимо рассматривать каждое явление искусства в связи с конкретной исторической
обстановкой, в которой оно возникло. Методику преподавания истории изобразительного
искусства следует направить на целенаправленное развитие творческих способностей
учащихся, их познавательной и эмоциональной активности. Освоению этих задач наиболее
способствует проблемное обучение. Виды занятий могут быть разнообразными: рассказ,
лекция, беседа, диспут, семинар, киноурок, экскурсия и т.д. Формы учебной работы с
учащимися включают в себя работу с книгой, сочинение, реферат, доклад, выполнение
задания на классификацию произведений и т.д. Но основным принципом подхода к
изучению материала должна стать постановка проблемы и поиск путей её решения.
Высокого уровня развития требуют самостоятельные суждения учеников об увиденных
произведениях. Для этого полезно вводить задания на атрибуцию, на классификацию
произведений, тренировочные колористические и композиционные упражнения. Большое
значение для творческого овладения предметом имеет ведения тетради учащимся. В ней
отражается его самостоятельная работа как в рамках курса, так и вне его. Тетради должны
систематически проверяться преподавателем. В процессе изучения истории
изобразительного искусства большое место отводится внеклассным занятиям: проведению
вечеров, викторин, конкурсов, диспутов, выпуску газет, посещению музеев, выставок,
экскурсиям и т.д. Все занятия следует вести в тесной связи с учебными предметами
общеобразовательной и художественной школы. Но межпредметные связи должны носить
не иллюстративный характер, а отражать внутреннее единство и, в то же время,
качественное своеобразие процессов, происходящий в природе, обществе, искусстве.

Список литературы и средств обучения
Список методической литературы
1. Вёльфлин Генрих. Ренессанс и барокко. Исследование сущности и становления стиля
барокко в Италии, Санкт-Петербург «Азбука-классика» 2004.
2. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства М.: 1985.
3. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира- 2-е изд.- М.: Дет.лит., 1989.
4. Рапацкая Л. А. Русское искусство ХУІІІ века: (,,Рассвет на Неве“): Кн. для учащихся.- М.:
Просвещение, Владос, І995
27

5. Стасов В. В. Избранные статьи о русской живописи/ Сост. и примеч. Г. Стернина.—
Переизд.— М.: Дет. лит., 1984.
6. Большая иллюстрированная энциклопедия живописи / Текст Е. В. Ивановой и Н. Ю.
Николаева. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
7. Кожина Е. Искусство Франции XVIII века. Издательство «Искусство», 1971
8. Третьяковская галерея. Том 1. Под редакцией Костюк К., Барагамян А., Издательство
«Директ- Медиа», по заказу ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда», 2011
9. Лувр. Том 3. Под редакцией Костюк К., Барагамян А., Издательство «Директ- Медиа»,
по заказу ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда», 2011
10. Эрмитаж. Том 6. Часть 1. Издательство «Директ- Медиа», по заказу ЗАО «Издательский
дом «Комсомольская правда», 2011
11. Эрмитаж. Том 7. Часть 2. Издательство «Директ- Медиа», по заказу ЗАО «Издательский
дом «Комсомольская правда», 2011
12. Вся история искусства. Живопись, архитектура, скульптура, декоративное искусство /
пер. с ит. Котельниковой Т.М. - М.: Астрель: АСТ 2007.
13. Кузнецова Э. В. Беседы о русском искусстве XVIII — начала XIX века. Пособие для
учителей. М., «Просвещение», 1972.
14. История зарубежного искусства. Под редакцией Кузьминой М.Т., Мальцевой Н.Л.,
учебник для средних художественных заведений. Издательство «Искусство», Москва, 1971
15. Любимов Л.Д. «Небо не слишком высоко». Золотой век итальянской живописи.
Издательство «Детская литература», 1970.
16. Шинкарчук С. А. История России в живописи: Ушедшие времена на великих полотнах/
Справочник школьника. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».