Программа по учебному предмету Рисунок, срок обучения 3 года

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Михайловская детская школа искусств»

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная
программа в области художественного искусства

«Изобразительное искусство»
Срок обучения 3 года

Программа по учебному предмету

РИСУНОК

Михайловск 2021

2

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка…………………………………………………………………….4
1.1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе…..4
1.2.Срок реализации учебного предмета……………………………………………………….5
1.3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета……………………………………………....5
1.4. Сведения о затраты учебного времени…………………………………………………….5
1.5.Форма проведения учебных занятий……………………………………………………….6
1.6.Цель и задачи учебного предмета…………………………………………………………..6
1.7.Обоснование структуры программы………………………………………………………..6
1.8.Методы обучения…………………………………………………………………………….7
1.9.Описание материально-технических условий реализации учебного
Предмета………………………………………………………………………………………….7
II. Содержание учебного предмета…………………………………………………………...7
2.1. Учебно-тематический план………………………………………………………………....8
2.2.Требования к уровню подготовки обучающихся………………………………………...15
2.3.Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание…………………………………….…………...15
2.4.Методическое обеспечение учебного процесса…………………………………………..16
Список литературы и средств обучения…………………………………………………...17

3

I. Пояснительная записка
1.1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе «Рекомендаций по
организации образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства
культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом
образовательных программ, разрабатываемых в МАУДО Михайловская ДШИ
самостоятельно.
Содержанием предмета является формирование необходимых теоретических
знаний, практических умений и навыков овладения основами рисунка как основами
изобразительной грамоты.
Рисунок является ведущей дисциплиной в системе начального художественного
образования детей.
Основными задачами школы являются задачи общего художественно-эстетического
воспитания учащихся, а также подготовка наиболее одаренных из них к поступлению в
средние специальные учебные заведения.
Главная задача курса «Рисунок» – научить детей видеть, понимать и изображать
трехмерную форму на двухмерной плоскости листа.
Обучение рисунку – это комплексная система последовательно усложняющихся
длительных и краткосрочных учебных заданий. Длительный учебный рисунок с
неподвижной натуры традиционно является главной формой обучения. Основанный на
продолжительном наблюдении и внимательном изучении натуры, он учит правдиво
передавать видимые предметы и явления, их особенности и свойства, формирует
необходимые теоретические и практические навыки. Учащиеся приобретают необходимые
знания об основах наблюдательной (наглядной) перспективы, о светотеневых отношениях,
о пластической анатомии человека и животных. Одновременно они приобретают навыки
последовательной работы над рисунком по принципу от общего к частному и от частного к
обогащенному общему, а также осваивают технические приемы рисунка, познают их
выразительные возможности (уголь, сангина, соус, пастель и т.д.). Кроме того, на занятиях
по длительному рисунку проводится работа по воспитанию необходимых для художника
качеств: «постановка глаза», развитие «твердости руки», способность «цельно видеть»,
умение наблюдать и запоминать увиденное, воспитание остроты и точности глазомера и
т.д.
Краткосрочные учебные рисунки – зарисовки и наброски – являются
вспомогательными, но очень ценными упражнениями, активизирующими весь учебный
процесс. Они помогают развитию творческих способностей учащихся, обостряют
восприятие, расширяют кругозор, развивают наблюдательность и зрительную память,
приучают к умению цельно видеть и быстро передавать наблюдаемое на бумаге.
Учебные задания располагаются в порядке постепенного усложнения – от
простейших упражнений до изображения человека как наиболее сложной и разнообразной
по форме натуры. Такой путь обучения позволяет учащимся легче усваивать
учебным материал
и ясно представлять отдельные звенья процесса освоения
реалистического рисунка. Последовательность этапов работы над рисунком строится таким
образом, чтобы ясно ощущалась взаимосвязь между ними.
Большое место в процессе изучения натуры уделяется приобретению навыков
анализа и синтеза в работе с натурой. Особое значение данное умение приобретает в
дальнейшем (например, в изображении гипсовой или живой головы человека). Целостное
восприятие образа служит не только исходным моментом для детального рассмотрения
изучаемого объекта, но и постоянным фоном, на котором выделяется и изучается каждая
часть в отдельности.
4

Данная программа предусматривает классическую методику обучения рисованию с
натуры при длительных учебных рисунках. Выделяются три основных этапа работы:
1.
Композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги, определение
общего характера формы. Работа над предварительным (малого формата) линейным, в
отдельных случаях, тоновым эскизом;
2.
Пластическая моделировка формы светотенью и детальная характеристика натуры –
в многочасовых тональных рисунках. Выявление конструктивно-пространственных
особенностей рисунка. Легкое обозначение тонального ритма в подобных рисунках;
3.
Обобщение работы по уровню готовности к этому учащихся в каждом классе и
подведение итогов всей проделанной работы. Особое внимание уделяется определенной
«законченности» рисунка на каждом этапе, качеством решения поставленной учебной
задачи, а также качественному усвоению учащимися полученных знаний и навыков, с
обязательным закреплением их на последующих занятиях.
Этап компоновки листа может быть связан с ассоциативным восприятием
компонуемых предметов (на что похожи предмет или группа предметов, их внешний вид,
контур, постановка на плоскости и т.д.), а довольно скучные тональные упражнения можно
преподнести через композиционные задания и установки. Подобный метод позволяет
закрепить целый ряд умений и навыков в тональной работе (равномерные штрихи на
плоскости, умение заполнить плоскость – «набрать» тонально пятно, тональные переходы
от светлого темному и наоборот, разнообразные тональные «растяжки» в виде «волны»,
«ленточки», «вазы» с плавно перетекающими формами, перекрещивающиеся штрихи,
работа штрихом по округлой форме предмета и т.д.) как бы незаметно для детей, но с
большим подъемом и воодушевлением, т.к. ученики видят довольно быстро не только
результат технической работы, но и результат своей воплощенной в композицию фантазии.
Особенности психологии восприятия окружающего мира учащимися 9-10 лет позволяют
работать на уроках по предмету «Рисунок» более свободно и раскованно. Активно
внедряясь в смежную область «Живопись», учитель помогает учащимся раскрепощать
свою фантазию, предлагая на определенных этапах работы некоторые композиционные
моменты стилизации, работу различными материалами, цветные карандаши, мелки,
пастель, коллаж, гризайль и т.д. В результате процесс обучения становится более
интересным, насыщенным и результативным. Кроме того, ученики почти сразу начинают
привыкать к большей самостоятельности, к умению думать, делать отбор и анализировать
полученный результат. Данные компоненты являются слагаемыми успешной работы в
дальнейшем, когда программа все более и более усложняется и на первый план в учебном
процессе выступает углубленный анализ форм, стремление и способность учащихся к
активной самостоятельной работе.
Помещение для занятий должно быть достаточно просторным и хорошо
освещенным.
1.2.Срок реализации учебного предмета
Дополнительная
общеразвивающая
общеобразовательная
программа
«Изобразительное искусство» по предмету «Рисунок» рассчитана на 3-х летнее обучение
детей 9-10 лет.
1.3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Рисунок» при 3-х летнем сроке обучения
составляет 297 часов. Из них 198 часов – аудиторные занятия, 99 часов – самостоятельная
работа. Самостоятельная работа детей предполагает и самостоятельное закрепление
изучаемых тем, и помощь взрослых, а также участие детей в творческих мероприятиях.
1.4. Сведения о затраты учебного времени
5

Вид учебной работы
Годы обучения
Полугодия
Количество недель
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
Максимальная учебная
нагрузка

Затраты учебного времени
1-й год
16
17
16
17
32
34
16
17
48
51

2-й год
16
17
16
17
32
34
16
17
48
51

3-й год
16
17
16
17
32
34
16
17
48
51

Всего
часов

198
99
297

1.5.Форма проведения учебных занятий
Учебные занятия по учебному предмету «Рисунок» проводятся в форме аудиторных
занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций. Занятия по учебному
предмету и проведение консультаций осуществляется в форме групповых занятий.
Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в
соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Рекомендуемый объем учебных занятий в неделю по учебному предмету
«Рисунок» дополнительная общеразвивающая программа составляет:
- аудиторные занятия:
1 - 3 классы – по 2 часа в неделю;
- самостоятельная работа:
1 - 3 классы – 1 часу в неделю
1.6.Цель и задачи учебного предмета
Цель: художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого
потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественноисполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету.
Задачи:
 освоение терминологии предмета «Рисунок»;
 приобретение умений грамотно изображать графическими средствами с натуры и
по памяти предметы окружающего мира;
 формирование умения создавать художественный образ в рисунке на основе
решения технических и творческих задач;
 приобретение навыков работы с подготовительными материалами: набросками,
зарисовками, эскизами;
 формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов,
передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены.
1.7. Обоснование структуры учебного предмета
Программа разработана с учетом дидактических принципов - их
развивающего обучения, психологических особенностей детей дошкольного возраста и
включает в себя следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля;
 методическое обеспечение учебного процесса.
1.8. Методы обучения
6

Для достижения поставленнойцели и
реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
 словесный (объяснение, беседа, рассказ);
 наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
 практический;
 эмоциональный
(подбор
ассоциаций, образов,
художественные
впечатления).
1.9.Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Для проведения занятий по предмету «Рисунок» необходимо хорошо освещённое
помещение, оснащённое мольбертами и стульями в соответствии с ростом учащихся,
ученическая доска, наглядный материал, материалы в соответствии с темой урока.
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам
аудио и видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями,
учебно-методической литературой.
II. Содержание учебного предмета
Программа учебного предмета «Рисунок» составлена с учетом сложившихся
традиций реалистической школы обучения рисунку, а также принципов наглядности,
последовательности, доступности. Содержание программы учебного предмета «Рисунок»
построено с учетом возрастных особенностей детей и с учетом особенностей их объемнопространственного мышления.
Разделы содержания предмета определяют основные направления, этапы и формы в
обучении рисунку, которые в своем единстве решают задачу формирования у учащихся
умений видеть, понимать и изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости.
Темы учебных заданий располагаются в порядке постепенного усложнения – от
простейших упражнений до изображения сложной по форме натуры. Предлагаемые темы
заданий по рисунку носят рекомендательный характер, преподаватель может предложить
другие задания по своему усмотрению, что дает ему возможность творчески применять на
занятиях авторские методики.
Главной формой обучения является длительный тональный рисунок, основанный на
продолжительном наблюдении и внимательном изучении натуры. Параллельно с
длительными постановками выполняются краткосрочные зарисовки и наброски, которые
развивают наблюдательность и зрительную память обучающихся, дают возможность
быстрее овладеть искусством рисунка.
В первый год, на примере рисования простых форм предметов дается представление
о наглядной (наблюдательной) перспективе, понятия о светотеневых отношениях,
некоторые сведения о пластической анатомии животных и человека. В последующие годы
обучения осуществляется переход к изображению более сложных комбинированных форм,
изучаются законы линейной и воздушной перспективы, приемы решения живописного и
творческого рисунка, передача пространства. Постепенно обучающие приобретают навыки
последовательной работы над рисунком по принципу: от общего к частному и от частного
к общему. На завершающем этапе расширяются и усложняются композиционные,
пространственные и тональные задачи в рисовании натюрмортов.
На протяжении всего процесса обучения вводятся обязательные домашние
(самостоятельные) задания.
2.1. Учебно-тематический план.
Первый год обучения
1 полугодие
7

№ п/п

Наименование темы

Кол-во
часов

Раздел 1. Технические приемы в освоении учебного рисунка
Вводная беседа о рисунке. Организация работы.
Вводный теоретический урок. Беседа о предмете рисунок.
Организация рабочего места. Правильная посадка за мольбертом.
Знакомство с материалами, принадлежностями, инструментами,
приемы работы карандашом, постановка руки. Знакомство с
понятиями «линия», «штрих», «пятно».
Графические изобразительные средства. Тон. Штриховка.
Тушевка.
Проведение вертикальных, горизонтальных, наклонных линий.
Понятие «тон», «тоновая растяжка», «сила тона». Выполнение
тональных растяжек на усиление и ослабление тона. Выполнение
упражнений на деление вертикальных и горизонтальных отрезков
линии, на равные (четные и нечетные) части. Использование
карандаша как измерительного инструмента. Рисунок шахматной
доски. Деление квадрата на 16 равных частей. Техника работы
штрихом в 2 тона. Композиция листа. Формат А3. Материал графитный карандаш.
Самостоятельная работа: упражнения по выполнению штриховки и
тональной растяжки, карандаш Т, ТМ, М.
Раздел 2. Виды рисунка.

2

2.1. Линейный. Светотеневой. Тоновый. Силуэт.
Знакомство с видами графических рисунков. Работа над силуэтным
рисунком. Формат А4. Материал - графитный карандаш.
2.2. Процесс создания рисунка.
Знакомство со способами рисования: по восприятию - рисование с
натуры, рисование по оригиналам, рисование по представлению.
Основные принципы рисования. Зарисовки рисования с натуры и по
представлению. Формат А4. Материал - графитный карандаш.
Раздел 3. Композиция рисунка.

4

3.1. Организация картинной плоскости. Композиционные средства
выражения.
Понятие «композиция», «симметрия» «асимметрия» в учебном
рисунке. Рисунок - орнаментов симметричной и асимметричной
композиции. Формат А3. Материал - графитный карандаш.
Самостоятельная работа: рисование простых плоских предметов
Раздел 4. Предмет и его внешние признаки.

4

Основные внешние признаки и свойства предмета.
Форма, положение, конструкция, величина, движение, освещенность,
светлота, светотень, фактура на примере геометрических фигур.
Формат А4. Материал - графитный карандаш.
Раздел 5. Последовательность изображения предмета.

4

1.1.

1.2.

4.1.

8

4

4

5.1.

Схематизация. Типизация. Индивидуализация. Обобщение.
Последовательность рисования с натуры - «от общего к частному» и
«от частного к общему». Четыре этапа процесса изображения:
схематизация, типизация, индивидуализация, обобщение на примере
геометрических фигур. Формат А3. Материал - графитный карандаш.
Раздел 6. Изображение предметов плоской формы.

4

6.1.

Плоская форма. Виды орнаментов. Работа над созданием
орнамента
Понятие
плоской
формы.
Виды
форм:
прямолинейная,
криволинейная, комбинированная. Приемы их изображения.
Рисование изразца. Формат А4. Материал - графитный карандаш.
Итого:

6

32 ч.

Первый год обучения
2 полугодие
№ п/п

Наименование темы

Кол-во
часов

Раздел 1. Изображение предметов объемной формы
1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

Перспектива. Виды перспективы. Линейная перспектива.
Линейные изображения геометрических тел.
Беседа о перспективе. Линейное построение (каркас): куба, цилиндра,
конуса, шара. Формат А3. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: линейные зарисовки простых предметов.
Куб. Построение. Тоновое изображение.
Беседа о построении куба. Зарисовка куба с натуры с разбором света и
тени. Формат А3. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа – рисование с натуры предметов кубической
формы.
Цилиндр. Построение. Тоновое изображение.
Беседа о построении цилиндра. Зарисовка цилиндра с натуры с
разбором света и тени. Особенности передачи объёма . Формат А3.
Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа – рисование с натуры предметов
цилиндрической формы.
Конус. Построение. Тоновое изображение.
Беседа о построении конуса. Зарисовка конуса с натуры с разбором
света и тени. Особенности передачи объёма . Формат А3. Материал –
графитный карандаш.
Самостоятельная работа – рисование с натуры предметов различной
формы.
Шар. Построение. Тоновое изображение.
Беседа о построении шара. Зарисовка шара с натуры с разбором света
и тени. Особенности передачи объёма . Формат А3. Материал –
графитный карандаш.
9

4

6

6

6

6

1.6.

Самостоятельная работа – рисование с натуры предметов
шарообразной формы.
Линейно-конструктивное построение предметов быта.
Повторение основ изученного материала геометрических форм.
Последовательность изображения предмета. Построение кружки.
Формат А4. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа – рисование с натуры предметов быта,
изученной геометрической формы.
Итого:

4

34 ч

Второй год обучения
1 полугодие
Линейно-конструктивное построение фруктов.
Повторение основ изученного материала геометрических форм.
Последовательность изображения предмета. Компоновка предметов и
линейно-конструктивное решение. Формат А4. Материал – графитный
карандаш.
Самостоятельная работа – рисование с натуры овощей, изученной
геометрической формы.
Зарисовки чучела птицы
1.8. Основная задача – конструктивное построение чучела птицы, передача
материальности. Формат А3. Материал – уголь, пастель.
Самостоятельная работа: зарисовка домашнего животного
1.9. Натюрморт из предметов быта простой геометрической формы и
светлых по тону
Беседа на тему «Основные приёмы штрихования предметов
неправильной формы». Понятие «светотень». Тональная зарисовка
отдельных предметов быта простой геометрической формы и светлых
по тону. Светотеневая прокладка тона по теням. Понятие о градациях
светотени. Передача объемной формы при помощи светотени.
Композиция листа. Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал
- графитный карандаш.
1.10. Зарисовки чучела животного
Беседа на тему «Основные приёмы штрихования предметов
неправильной формы». Понятие «светотень». Тональная зарисовка
отдельных предметов быта простой геометрической формы и светлых
по тону. Светотеневая прокладка тона по теням. Понятие о градациях
светотени. Передача объемной формы при помощи светотени.
Композиция листа. Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал
- графитный карандаш.
Раздел 2. Тональный длительный рисунок.
1.7.

2.1

Несложный натюрморт с геометрическим телом.
Для постановки предлагается взять гипсовый куб и круглую малярную
кисть. Освещение резкое, верхнее боковое. Основная задача –
конструктивное построение формы предметов, передача объёмов с
помощью штриха. Формат А3. Материал – графический карандаш.
10

2

2

4

2

6

2.2.

2.3.

2.4.

Самостоятельная работа – зарисовка предметов простой
геометрической формы.
Рисунок гипсового слепка, рельефного растительного орнамента.
Для постановки берётся «трилистник» на сером гладком фоне.
Освещение – верхнее боковое. Основная задача – знакомство с
основными приёмами построения и изображения простого гипсового
орнамента. Формат – А3. Материал – графический карандаш.
Самостоятельная работа – рисунок бытовых предметов.
Зарисовка драпировки.
Для
постановки
рекомендуется
однотонная
драпировка,
прикреплённая к стене на две точки. Основная задача – передать
характер складок драпировки, путём штрихования. Формат – А3.
Материал – графический карандаш.
Самостоятельная работа – зарисовка драпировки.
Тональный рисунок кувшина
Для постановки рекомендуется кувшин на фоне драпировки. Основная
задача – конструктивное построение предмета, конструкция
драпировки. Формат А3. Материал – графический карандаш.
Самостоятельная работа – конструктивное построение с передачей
светотени кувшина
Итого:

6

4

6

32 ч.

Второй год обучения
2 полугодие
№ п/п

Наименование темы

Кол-во
часов

Раздел 1. Изображение человека

1.1

1.2.

1.3.

Пропорции головы человека
Знакомство с пропорциями головы человека. Особенности формы
головы. Построение головы человека по пропорциям. Формат А3.
Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовка головы человека с помощью
пропорций.
Зарисовка черепа человека
Основная задача – изучение черепа человека как основу головы и его
построение. Знакомство с основными костями черепа. Работа над
симметричными парными формами. Формат А3. Материал –
графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовка портрета человека
Пропорции фигуры человека
Знакомство с пропорциями человека. Конструктивные особенности
косно-мышечной системы. Особенности фигуры человека. Канон.
Модуль. Зарисовки с пропорциями фигуры человека.
Самостоятельная работа: зарисовка фигуры человека.

11

2

4

2

1.4.

1.5.

Наброски фигуры человека
Рисование сидящей фигуры человека. Закрепление знаний об
основных пропорциях фигуры человека, посадка, точка опоры.
Выразительность линейного наброска при минимальном количестве
графических средств. Освещение верхнее боковое. Формат А3.
Материал - графитный карандаш.
Самостоятельная работа: наброски фигуры человека.
Зарисовки человека по представлению
Закрепление пройденного материала по изображению человека.
Зарисовки модели по представлению в разных ракурсах.
Самостоятельная работа: наброски фигуры человека по
представлению.

4

2

Раздел 2. Живописный рисунок. Фактура и материальность
2.1.

2.2.

2.3.

2.1.

2.2.

Зарисовки чучела птицы
Беседа об анатомическом строении птиц, конструктивное построение
чучела птицы. Постановка из чучел вороны, утки, чайки. Формат А3.
Материал – сангина, уголь, бумага.
Самостоятельная работа работа мягкими материалами, зарисовки домашних животных.
Зарисовки предметов, различных по материалу
Беседа о передаче материальности предметов художественными
средствами. Для постановки рекомендуются предметы крупных
габаритов, сложной формы: самовар, деревянное корыто, фаянсовые
чашки. Формат А3. Материал – бумага, карандаш.
Самостоятельная работа – рисунок предметов быта.
Зарисовка предметов из стекла
Основная
задача
конструктивное построение предметов, передача их материальности.
Формат А3. Материалы – графический карандаш.
Самостоятельная работа – зарисовка предметов из стекла.
Раздел 2. Тональный длительный рисунок

2

Натюрморт из двух предметов призматической формы.
Беседа о конструктивном рисунке предметов быта призматической
формы. Для постановки рекомендуются деревянные поленья,
скворечник и чучела птиц.
Формат А3. Материал – бумага, карандаш.
Самостоятельная работа – зарисовка предметов призматической
формы: стопка книг.
Натюрморт тематический
Для постановки рекомендуются предметы на тему «Школьные предм
еты»: лампа, раскрытая книга, стаканчик с карандашами и т.д. Форма
т А3. Материал – бумага, карандаш.
Самостоятельная работа – школьный натюрморт.
Итого:

4

Третий год обучения
1 полугодие
12

4

4

6

34 ч.

Раздел 1. Пленэр.
1.1

Пленэр. Наброски, зарисовки, этюды выполненные с натуры
Наброски, зарисовки, этюды выполненные с натуры. Для развития
визуального мышления, объемно-пространственных представлений,
формированию навыков работы различными художественными
материалами.
Формат А4. Материал – уголь, сангина, пастель, графитный карандаш
Раздел 2. Зарисовки предметов быта

2

2.1.

Рисунок с натуры натюрморта из фруктов.
Беседа о линии в рисунке. Для задания выбираются фрукты
однотонной
окраски,
выставляется
боковое
освещение.
Рассматривается влияние света на выявление формы предмета.
Понятие границы света и тени. Формат А3. Материал – графитный
карандаш. Самостоятельная работа – зарисовка овощей (1-2 предмета).
Рисунок с натуры натюрморта из предметов быта неправильной
формы.
Беседа о передаче материальности предметов художественными
средствами. Для постановки рекомендуются предметы крупных
габаритов, сложной формы: самовар, деревянное корыто, фаянсовые
чашки. Формат А3. Материал – бумага, карандаш.
Самостоятельная работа – рисунок предметов быта.
Раздел 3. Линейная перспектива

2

Наброски и зарисовки железнодорожных путей
Беседа о перспективе. Линия горизонта. Применение линий различно
го характера для выразительности рисунка. Формат А3. Материал - гр
афитный карандаш.
Самостоятельная работа: линейные зарисовки простых предметов.
Наброски и зарисовки парка
Линейная перспектива. Построение и передача свето-теневого
решения парка. Формат А3. Материал – бумага, уголь.
Самостоятельная работа: линейные зарисовки улиц, тропинок.
Наброски и зарисовки экстерьеров
Зарисовки
экстерьеров
домов
в
линейной
перспективе.
Формат А3. Материал - графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки старинных построек.
Раздел 4. Тональный длительный рисунок

2

Натюрморт из двух предметов быта округлой формы
Беседа о конструктивном рисунке предметов быта округлой формы.
Для постановки рекомендуются округлые сахарницы, деревянные
боченки и др. Формат А3. Материал – бумага, карандаш.
Самостоятельная работа – зарисовка предметов округлой формы.
Натюрморт из предметов призматической и цилиндрической
формы
Беседа о конструктивном рисунке предметов цилиндрической формы.
Постановка из сложных предметов цилиндрической формы: чайный
сервиз. Формат А3. Материал: бумага, карандаш.
Самостоятельная работа – рисунок чайного сервиза.

6

2.2.

3.1.

3.2.

3.3.

4.1.

4.2.

13

4

2

2

6

4.3.

Натюрморт тематический
Для постановки рекомендуются предметы на тему «Школьные
предметы»: лампа, раскрытая книга, стаканчик с карандашами и т.д.
Формат А3. Материал – бумага, карандаш.
Самостоятельная работа – школьный натюрморт
Итого:

6

32 ч.

Третий год обучения
2 полугодие
Раздел 1. Изображение головы человека.
1.1.

1.2.

2.1.

2.2.

2.3.

3.1.

4.

Зарисовки головы человека.
Рисование с натуры. Обучающиеся работают в паре, изображая
друг друга.
Формат А4. Материал – бумага, карандаш
Самостоятельная работа- портрет
Тональный рисунок гипсовой головы В. Высоцкого
Построение головы человека. Разбор света и тени.
Формат А3. Материал – бумага, карандаш.
Самостоятельная работа – рисунок гипсовой головы
Раздел 2. Натюрморты

2

Натюрморт тематический
Для постановки рекомендуются предметы на тему «Детские
игрушки»: плюшевый мишка, мяч, пирамидка и т.д. Формат А3.
Материал – бумага, карандаш.
Самостоятельная работа – натюрморт из детских игрушек
Натюрморт предметов быта разных форм и фактур
Беседа о конструктивном рисунке предметов быта разной формы и
фактуры. Формат А3. Материал – бумага, карандаш.
Самостоятельная работа – зарисовка предметов различной формы
и фактуры.
Натюрморт из старинных предметов быта сложной формы
Беседа о конструктивном рисунке предметов быта сложной формы
и фактуры. Для постановки используется самовар и другие
предмета быта. Формат А3. Материал – бумага, карандаш.
Самостоятельная работа – зарисовка предметов различной формы
и фактуры.
Раздел 3. Пленэр

6

Пленэр. Наброски, зарисовки, этюды выполненные с натуры
Наброски, зарисовки, этюды выполненные с натуры. Для развития
визуального
мышления,
объемно-пространственных
представлений, формированию навыков работы различными
художественными материалами.
Формат А4. Материал – уголь, сангина, пастель, графитный
карандаш
Итоговая аттестация
Итого:

2

14

8

6

8

2
34 ч.

2.2.Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения
учебного
предмета
«Рисунок» является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
 знание понятий «пропорция», «симметрия», «светотень»;
 знание законов перспективы;
 умение использования приемов линейной и воздушной перспективы;
 умение моделировать форму сложных предметов тоном;
 умение последовательно вести длительную постановку;
 умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
 умение принимать выразительное решение постановок с передачей их
эмоционального состояния;
 навыки владения линией, штрихом, пятном;
 навыки выполнения линейного и живописного рисунка;
 навыки передачи фактуры и материала предмета;
 навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
2.3.Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления
контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль осуществляется
проверочная, воспитательная и корректирующая функции.
Видами контроля по учебному предмету «Рисунок» являются текущая и
промежуточная аттестации. Текущая аттестация проводится с целью контроля качества
освоения конкретной темы или раздела по учебному предмету. Текущая аттестация
проводится по четвертям в форме просмотра учебных и домашних работ ведущим
преподавателем, оценки заносятся в классный журнал.
Виды и формы промежуточной и итоговой аттестации:
Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль
успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве текущего контроля успеваемости используются просмотры учебнотворческих работ. Текущий контроль успеваемости проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета – просмотра учебно-творческих
работ, на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет. После 3 класса проводится экзамен. Выставляются
оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Критерии оценок
По результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются оценки: «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно».
Оценка 5 «отлично»
Предполагает:
 самостоятельный выбор формата;
 правильную компоновку изображения в листе;
 последовательное, грамотное и аккуратное ведение построения;
 умелое
использование
выразительных
особенностей применяемого
графического материала;
 владение линией, штрихом, тоном;
 умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке;
15

 умение обобщать рисунок и приводить его к целостности;
 творческий подход.
Оценка 4 «хорошо»
Допускает:
 некоторую неточность в компоновке;
 небольшие недочеты в конструктивном построении;
 незначительные нарушения в последовательности работы тоном, как следствие,
незначительные ошибки в передаче тональных отношений;
 некоторую дробность и небрежность рисунка.
Оценка 3 «удовлетворительно»
Предполагает:
 грубые ошибки в компоновке;
 неумение самостоятельно вести рисунок;
 неумение
самостоятельно
анализировать
и
исправлять
допущенные ошибки в построении и тональном решении рисунка;
 однообразное использование графических приемов для решения разных задач;
 незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке.
2.4.Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателям
Освоение программы учебного предмета «Рисунок» проходит в форме практических
занятий на основе анализа натуры в сочетании с изучением теоретических основ
изобразительной грамоты. Рисование с натуры дополняется зарисовками по памяти и
представлению. Выполнение каждого задания желательно сопровождать демонстрацией
лучших образцов аналогичного задания из методического фонда, просмотром
произведений мастеров рисунка в репродукциях или слайдах. Приоритетная роль отводится
показу преподавателем приемов и порядка ведения работы.
На начальном этапе обучения должно преобладать подробное изложение
содержания каждой задачи и практических приемов ее решения, что обеспечит грамотное
выполнение практической работы. В старших классах отводится время на осмысление
задания, в этом случае роль преподавателя - направляющая и корректирующая.
Одним из действенных и результативных методов в освоении рисунка, несомненно,
является проведение преподавателем мастер-классов, которые дают возможность
обучающимся увидеть результат, к которому нужно стремиться; постичь секреты
мастерства.
Каждое задание предполагает решение определенных учебно- творческих задач,
которые сообщаются преподавателем перед началом выполнения задания. Поэтому степень
законченности рисунка будет определяться степенью решения поставленных задач.
По мере усвоения программы от обучающихся требуется не только отработка
технических приемов, но и развитие эмоционального отношения к выполняемой работе.
Дифференцированный подход в работе преподавателя предполагает наличие в
методическом обеспечении дополнительных заданий и
упражнений по каждой теме занятия, что способствует более плодотворному освоению
учебного предмета обучающимися.
Активное
использование
учебно-методических
материалов
необходимо
обучающимся для успешного восприятия содержания учебной программы.
Рекомендуемые учебно-методические материалы: учебник; учебные пособия; презентация
тематических заданий курса рисунка (слайды, видео фрагменты); учебно-методические
разработки для преподавателей (рекомендации, пособия, указания); учебно-методические
разработки (рекомендации, пособия) к практическим занятиям для обучающихся; учебно16

методические пособия для самостоятельной работы обучающихся; варианты и
методические материалы по выполнению контрольных и самостоятельных работ.
Технические и электронные средства обучения: электронные учебники и учебные
пособия; обучающие компьютерные программы; контролирующие компьютерные
программы; видеофильмы.
Справочные и дополнительные материалы: нормативные материалы; справочники;
словари; глоссарий (список терминов и их определение); альбомы и т. п.; ссылки в сети
Интернет на источники информации; материалы для углубленного изучения.
Такой практико-ориентированный комплекс учебных и учебно- методических пособий,
позволит преподавателю обеспечить эффективное руководство работой обучающихся по
приобретению практических умений и навыков на основе теоретических знаний.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Обучение
рисунку
должно
сопровождаться
выполнением
домашних
(самостоятельных) заданий. Каждое программное задание предусматривает выполнение
набросков и зарисовок по теме занятия. Домашние задания должны быть посильными и
нетрудоемкими по времени. Регулярность выполнения самостоятельных работ должна
контролироваться педагогом и влиять на итоговую оценку обучающегося.
Ход работы учебных заданий сопровождается периодическим анализом с участием
самих обучающихся с целью развития у них аналитических способностей и умения
прогнозировать и видеть ошибки. Каждое задание оценивается соответствующей оценкой.
Список литературы и средств обучения
Список методической литературы
1. Браун Д. Учитесь рисовать перспективу / Пер. с англ. Н. В. Кремко; худ.
обл. М. В.
Драко. - Мн.: ООО «Попурри», 2002.
2. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5—8 кл.: В 4 ч. Ч, 1.
Основы рисунка.— Обнинск: Титул, 1998
3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5—8 кл.: В 4 ч. Ч, 3.
Основы композиции.— Обнинск: Титул, 1998
4. Костерин Н. П. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №
2002 «Дошкол. воспитание», № 2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях» – 2-е изд.,
перераб.-М.: Просвещение, 1984
5. Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. - М.: Эксмо, 2017

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».