ДООП Изобразительное искусство 3 года обучения

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Михайловская детская школа искусств»

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная
программа в области художественного искусства

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Срок обучения 3 года

Михайловск 2021 г.

Содержание
I. Пояснительная записка......................................................................................................... 4
II.
Требования
к
минимуму
содержания
ДООП
«Изобразительное
искусство» ................................................................................................................................ 5
III. Планируемые результаты освоения образовательной программы................................... 5
IV. Основные требования к условиям организации ДООП «Изобразительное искусство»
………………….…..………………………………………………………………………..……6
V. Материально-технические условия реализации
дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Изобразительное
искусство» ................................................................................................................................ 7
VI. Учебный план дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы
«Изобразительное искусство» ................................................................................................. 7
VII. Перечень программ учебных предметов .......................................................................... 8
VIII. Система и критерий оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов
освоения
обучающимися
общеразвивающей
программы
«Изобразительное
искусство» ................................................................................................................................ 8
IX. Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности
обучающихся.............................................................................................................................9

3

I. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области
искусства «Изобразительное искусство» (срок реализации 3 года) (далее – Программа)
разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 « 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», на основе «Рекомендаций по организации
образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих
программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры
Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ, а также с учетом
образовательных программ, разрабатываемых в МАУДО Михайловская ДШИ
самостоятельно.
Актуальность
разработки
дополнительной
общеразвивающей
общеобразовательной программы в области художественного искусства
«Изобразительное искусство» направлены на знакомство учащихся с первичными
знаниями о видах и жанрах изобразительного искусства, о правилах изображения с
натуры и по памяти предметов (объектов) окружающего мира, об основах цветоведения, о
формальной композиции, о способах работы с различными художественными
материалами и техниками.
Общеразвивающая образовательная программа «Изобразительное искусство»
способствует эстетическому воспитанию учащихся, формированию художественного
вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное. Программа обеспечивает развитие
творческих способностей детей и подростков и формирование устойчивого интереса к
творческой деятельности. Начальные знания по изобразительной грамоте и владение
художественными материалами и техниками дает свободу самовыражения и помогает
найти свой собственный язык изобразительного искусства, язык, при помощи которого
учащиеся смогут передавать свои мысли и впечатления.
Направленность дополнительной общеразвивающей общеобразовательной
программы в области художественного искусства «Изобразительное искусство»:
художественная (художественно-эстетическая).
Изобразительное искусство тесно связано с жизнью человека. Новизна программы
состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших
закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении,
композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а
также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и
человеческих чувств.
Срок освоения программы для детей, поступивших в школу в возрасте 9-10 лет,
составляет 3 года.
Цель программы: эстетическое развитие и формирование художественно-творческих
способностей детей.
Основными задачами обучения изобразительному искусству являются:
 обучение основам изобразительной грамоты и формирование художественных
знаний, умений и навыков;
 развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей
личности ребенка;
 воспитание нравственных качеств личности ученика, эмоционально-эстетического
восприятия окружающего мира;
 содействие профессиональному самоопределению учащихся.
Образование как процесс всестороннего развития личности тесно связан с
повышением интеллектуальной и эстетической культуры детей. В настоящее время,
согласно Концепции развития дополнительного образования детей «… в ситуации
перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному
информационному обществу нарастают вызовы системе образования и социализации
4

человека,… в связи с чем, образование становится не только средством освоения
всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для
реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения
человеком самого себя». В этом плане большое значение имеет дополнительное
художественное образование, миссия которого заключается в «наиболее полном
обеспечении права человека на развитие и свободный выбор различных видов
деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение
детей…». Именно дополнительное художественное образование способствует выявлению
и развитию творческих задатков и способностей детей, в том числе их интеллектуальной и
эмоциональной активности.
II. Требования к минимуму содержания
ДООП «Изобразительное искусство»
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области
художественного искусства «Изобразительное искусство» обеспечивает развитие
значимых для образования, социализации, самореализации подрастающего поколения
интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его личностных и
духовных качеств. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в
области художественного искусства «Изобразительное искусство» реализуется
посредством:
 личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и
духовно-нравственное самоопределение ребенка, а также воспитания творчески
мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро
меняющегося мира;
 вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию
развития личности.
При реализации общеразвивающих программ в области искусств образовательная
организация устанавливает самостоятельно:
 планируемые результаты освоения образовательной программы;
 график образовательного процесса и промежуточной аттестации;
 содержание и форму итоговой аттестации;
 систему и критерии оценок.
В результате освоения Программы происходит целостное художественноэстетическое развитие личности, формируются и развиваются общекультурные
компетенции с параллельным приобретением основных знаний, умений и навыков в
области исполнительской (художественно-творческой) деятельности.
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области
художественного искусства «Изобразительное искусство» состоит из следующих
образовательных дисциплин (учебных предметов):
 Рисунок
 Живопись
 История изобразительного искусства
Содержание учебных предметов направлено на формирование у обучающихся
общих историко-теоретических знаний об искусстве и технологиях, приобретение детьми
начальных базовых художественно-творческих умений и навыков в том или ином виде
(видах) искусства.
III. Планируемые результаты освоения образовательной программы
Результатом освоения общеразвивающей программы является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
По программе «Рисунок»:
5

 знать понятия «пропорция», «симметрия», «светотень»;
 знать законы перспективы;
 уметь использовать приемы линейной и воздушной перспективы;
 уметь моделировать форму сложных предметов тоном;
 уметь последовательно вести длительную постановку;
 уметь рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
 уметь принимать выразительное решение постановок с передачей их
эмоционального состояния;
 навыки владения линией, штрихом, пятном;
 навыки выполнения линейного и живописного рисунка;
 навыки передачи фактуры и материала предмета;
 навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
По программе «Живопись»:
 знать свойства живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств,
 знать художественные и эстетические свойства цвета, основные закономерности,
создание цветового строя;
 уметь видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственновоздушной среды;
 уметь изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
 уметь раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих
работах;
 навыки в использовании основных техник и материалов;
 навыки последовательного ведения живописной работы.
По программе «История изобразительного искусства»:
 знать виды и жанры изобразительного искусства;
 знать основные этапы развития русского и западноевропейского искусства;
 знать основные общественно-политические события жизни западноевропейских стран
и России и их влияние на искусство;
 знать характерные черты, присущие архитектурным, скульптурным и живописным
произведениям разных эпох и стилей;
 знать основные произведения мастеров архитектуры, скульптуры и живописи;
 знать творческий путь известных мастеров русского и западноевропейского искусства.
 уметь проводить сравнительный анализ произведений архитектуры, скульптуры и
живописи разных стилей и эпох;
 уметь анализировать отдельные произведения искусства с точки зрения
обусловленности внешней формы внутренним идейным содержанием;
 уметь выявлять общие стилевые черты в архитектурных, скульптурных и живописных
произведениях разных стран и эпох;
 уметь определять национальные черты в произведениях искусства;
 уметь различать индивидуальный «почерк» отдельных художников;
 уметь выявлять средства выразительности, которыми пользуется художник, и
понимать, какое значение они имеют для выражения отношения художника к изображаемым
явлениям.






IV. Основные требования к условиям организации
ДООП «Изобразительное искусство»
учащиеся посещают школу не более 2-х раз в неделю
продолжительных занятий – 40 минут
количество занятий в день – не более 3-х
форма занятий мелко групповая от 4 до 8 человек
6

 продолжительность учебных занятий не менее 33 недель, в течение учебного года
продолжительность каникул не менее 3 недель, продолжительность летних каникул – не
менее 13 недель.
Аудиторные занятия проводятся по группам (мелкогрупповые занятия).
Количество обучающихся при мелкогрупповой форме - от 4-х до 8 человек. Реализация
программы обеспечивается учебно-методической документацией (учебниками, учебнометодическими изданиями, конспектами лекций, аудио и видео материалами) по всем
учебным предметам. Занятия по ДООП «Изобразительное искусство» проводятся в
специально оснащенных аудиториях по каждому учебному предмету.
V. Материально-технические
условия
реализации
дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы
«Изобразительное искусство»
Материально-технические условия обеспечивают возможность достижения
обучающимися результатов, предусмотренных данной образовательной программой.
Материально-техническая база соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда. школа соблюдает сроки своевременного текущего и
капитального ремонта.
Минимально необходимый для реализации дополнительной общеразвивающей
общеобразовательной программы «Изобразительное искусство» перечень учебных
аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения
соответствует профилю данной программы и включает в себя:
 учебные аудитории (классы) для организации и проведения мелкогрупповых
занятий со специальным учебным оборудованием (столы, стулья, шкафы, стеллажи,
мольберты, наглядные пособия и пр.);
 библиотеку.
Учебные аудитории имеют звукоизоляцию и оформлены наглядными пособиями.
Учебные аудитории для индивидуальных занятий имеют площадь не менее 6 кв. метров.
В школе созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и
ремонта музыкальных инструментов и учебного оборудования.
Технические средства при реализации учебного процесса: наличие аудио и
видеозаписей, проектор, компьютер / ноутбук.
VI. Учебный план дополнительной общеразвивающей общеобразовательной
программы «Изобразительное искусство»
Учебный план по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной
программы «Изобразительное искусство» разработан на основе «Рекомендаций по
организации образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области искусств», а также с учетом опыта последних
десятилетий по реализации программ художественно-эстетической направленности в
детских музыкальных школах и школах искусств.
Учебный план по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной
программе в области изобразительного и музыкального искусства «Изобразительное
искусство» является частью этой образовательной программы и отражает ее структуру,
определяет содержание и организацию образовательного процесса в школе с учетом
занятости детей в общеобразовательных организациях, т. е. параллельное освоение детьми
основных общеобразовательных программ, сохранения единства образовательного
пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства, а также
индивидуального творческого развития детей, социально-культурных особенностей г.
Михайловска, Нижнесергинского муниципального района, Свердловской области и
Уральского региона.
7

Учебный план отражает структуру образовательной программы в части
наименования предметных областей и учебных предметов, последовательность изучения
учебных предметов по годам обучения. недельную нагрузку обучающихся, количество
аудиторных часов по учебному предмету, общее количество часов, а также
промежуточную и итоговую аттестацию по годам обучения:
№
п/п

1
2
3

Наименование
предметной области,
учебного предмета
Рисунок
Живопись
История
изобразительного
искусства
Всего часов в неделю:

Количество
часов в
неделю
I
II
2
2
2
2
1
1

5

Промежуточная
аттестация

Итоговая
аттестация

Конец учебного года
I
II
I
II
I
II

5

VII. Перечень программ учебных предметов
1. Рабочая программа «Рисунок»
2. Рабочая программа «Живопись»
3. Рабочая программа «История изобразительного искусства»
VIII. Система и критерий оценок промежуточной и итоговой аттестации
результатов освоения обучающимися общеразвивающей программы
«Изобразительное искусство»
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Система контроля и отслеживания результатов является важной составляющей в
работе коллектива. Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную,
воспитательную и корректирующую функцию.
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию и
итоговую аттестацию. Текущий контроль, промежуточная аттестация и итоговая
аттестация проводятся в счет аудиторного времени.
Предполагаемые формы текущего контроля, промежуточной аттестации и итоговой
аттестации:
 текущий контроль – повторение и закрепление учебного материала на уроке,
просмотры учебно-творческих работ;
 промежуточная аттестация – в форме зачета – просмотра учебно-творческих работ,
на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
 итоговая аттестация – после 3 класса проводится экзамен. Выставляются оценки
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Система и критерии оценок
Оценка уровня развития (по пятибалльной системе):
«5» - отлично;
«4» - хорошо;
«3» - удовлетворительно;
«2» - неудовлетворительно
Требования к оценке:
8

 оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для ученика;
 оценка должна выполнять стимулирующую функцию;
При оценке навыков и умений учитываются:
 содержание, точность, прочность, гибкость навыков и умений;
 возможность применять навыки и умения на практике;
 наличие ошибок, их количество, характер и влияние на работу.
IX. Программа творческой, методической
и культурно-просветительской деятельности обучающихся
Организация творческой деятельности обучающихся по дополнительной
общеразвивающей общеобразовательной программе в области художественного искусства
«Изобразительное искусство» осуществляется путем проведения различного рода
творческих мероприятий, программа творческой деятельности обучающихся включает в
себя:
 участие в конкурсах различного уровня (школьного, районного, областного,
регионального, всероссийского, международного);
 участие в творческих коллективах школы.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».