ОП Фортепиано 8 лет

Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Михайловская детская школа искусств»
(МКОУ ДОД «Михайловская ДШИ»)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

ФОРТЕПИАНО

Михайловск 2013

Содержание
I. Пояснительная записка
II.
Планируемые
результаты
освоения
обучающимися
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области музыкального искусства "Фортепиано"
III. Учебный план
IV. График образовательного процесса
V.Перечень программ учебных предметов по дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
музыкального искусства «Фортепиано»
VI.Система и критерии оценок промежуточной и итоговой
аттестации результатов освоения обучающимися дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в
области музыкального искусства «Фортепиано»
VII.Программа
творческой,
методической
и
культурнопросветительской деятельности

3

4 стр.
6 стр.
11 стр.
22 стр.
24 стр.

25 стр.
30 стр.

I.Пояснительная записка
1.1. Введение
Образовательная программа «Фортепиано» (далее - Программа) разработана
на основе Федеральных государственных требований к минимуму
содержания, структуре и условиям реализации дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
музыкального искусства (далее ФГТ), утвержденных Приказом
Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012г. № 163
"Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму
содержания, структуре и условиям реализации дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
музыкального искусства и сроку обучения по этой программе".
Образовательная программа Школы «Фортепиано» определяет содержание
образовательной деятельности и организацию образовательного процесса в
Школе и направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное
развитие учащихся, создание основы для приобретения ими опыта
исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и
постижению музыкального искусства.
Программа «Фортепиано» составлена с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:
- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в
раннем детском возрасте;
- создание условий художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано,
позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в
соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;
- воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого
музицирования;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов
мира;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные
учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства.
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в
области музыкального искусства «Фортепиано» разработана с учетом
обеспечения преемственности программы «Фортепиано» и основных
профессиональных образовательных программ среднего профессионального
и высшего профессионального образования в области музыкального
искусства, сохранения единства образовательного пространства Российской
Федерации в сфере культуры и искусства.
4

1.2. Цель и задачи
Основными
целями
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области музыкального искусства
«Фортепиано» являются:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств,
позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных
народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать
и оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке
доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также
профессиональной требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и
навыков,
позволяющих
в
дальнейшем
осваивать
основные
профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства;
- выработка у учащихся личностных качеств, способствующих
освоению в соответствии с программными требованиями учебной
информации, приобретение навыков творческой деятельности, умение
планировать свою домашнюю работу, осуществление самостоятельного
контроля за своей учебной деятельностью, формирование навыков
взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном
процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественноэстетическим взглядам, понимание причин успеха/неуспеха собственной
учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов
достижения результата.
1.3. Условия реализации программы
1.3.1 Сроки освоения программы
Срок
освоения
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области музыкального искусства
«Фортепиано» для детей, поступивших в образовательное учреждение в
первый класс в возрасте с 6 лет 6 месяцев до 9 лет, составляет 8 лет.
Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, не закончивших
освоение образовательной программы основного общего образования или
среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в
образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные
образовательные программы в области музыкального искусства, может быть
увеличен на 1 год.
Образовательное учреждение имеет право реализовывать образовательную
программу «Фортепиано» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным
учебным планам с учетом ФГТ.
5

1.3.2 Прием и отбор учащихся
При приеме на обучение по дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области музыкального искусства
«Фортепиано» Школа проводит отбор детей с целью выявления их
творческих способностей. Прием в Школу для обучения по дополнительным
предпрофессиональным общеобразовательным программам в области
музыкального искусства осуществляется в соответствии с Типовым
положением об образовательном учреждении дополнительного образования
детей, а также в соответствии с ФГТ в области соответствующего вида
искусства и срокам обучения по этим программам.
Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих
определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти.
Дополнительно
поступающий
может
исполнить
самостоятельно
подготовленные музыкальные произведения на фортепиано (сольную пьесу
или вокальное произведение с собственным сопровождением на
фортепиано).
Порядок приема учащихся для обучения по дополнительным
предпрофессиональным общеобразовательным программам в области
соответствующего вида искусства:
- родители (законные представители) поступающего ребенка подают
заявление на имя директора Школы, предоставляют копию свидетельства о
рождении ребенка, копию документа, удостоверяющего личность подающего
заявление родителя (законного представителя) ребенка;
-родители (законные представители) поступающего ребенка знакомятся с
Уставом, локальными актами Школы, условиями поступления и правилами
отбора детей, другой информацией, связанной с приемом детей,
размещенной Школой на своем информационном стенде и официальном
сайте;
-отбор детей проводится по конкретной образовательной программе в
формах, устанавливаемых образовательным учреждением самостоятельно с
учетом Федеральных государственных требований (прослушивания,
просмотры, показы, устные ответы и др.);
-для организации проведения отбора детей приказом директора Школы
формируется комиссия (комиссии) по индивидуальному отбору детей из
числа преподавателей Школы;
- зачисление учащихся производится приказом директора на основании
решения о результатах отбора, принимаемого комиссией по отбору детей на
закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии, в
пределах плановой цифры, устанавливаемой Учредителем.
1.3.3 Продолжительность учебного года
При реализации программы «Фортепиано» со сроком обучения 8 лет
продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет
39 недель, в восьмом классе – 40 недель. Продолжительность учебных
6

занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы
33 недели. При реализации программы «Фортепиано» с дополнительным
годом обучения продолжительность учебного года в восьмом классе
составляет 39 недель, в девятом классе – 40 недель, продолжительность
учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели. С первого по
девятый классы в течение учебного года предусматриваются каникулы в
объеме не менее 4 недель, в первом классе устанавливаются дополнительные
недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель,
за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние
каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных
образовательных программ начального общего и основного общего
образования.
1.3.4 Организация учебного года
Учебный процесс у обучающихся по дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области музыкального искусства
«Фортепиано» осуществляется следующим образом: учебные предметы
учебного плана и проведение консультаций осуществляется в форме
индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10
человек, по ансамблевым учебным предметам — от 2-х человек), групповых
занятий (численностью от 11 человек).
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается
методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее
выполнение по каждому учебному предмету. Внеаудиторная работа может
быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися,
посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных
залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и
просветительской деятельности Школы.
Выполнение
обучающимся
домашнего
задания
контролируется
преподавателем.
Реализация дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области музыкального искусства «Фортепиано» обеспечивается
консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки
обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим
конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению Школы. Консультации
могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в
следующем объеме: 158 часов при реализации ОП со сроком обучения 8 лет
и 184 часов при реализации ОП с дополнительным годом обучения. Резерв
учебного времени устанавливается Школой из расчета одной недели в
учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено,
резерв учебного времени используется на самостоятельную работу
обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного
времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации
7

(экзаменационной) с целью обеспечения
обучающихся на период летних каникул.

самостоятельной

работой

1.3.5 Оценка качества реализации программы. Формы и условия
проведения контроля.
Оценка качества реализации дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области музыкального искусства
«Фортепиано» включает в себя текущий контроль успеваемости,
промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости ОУ могут
использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы,
тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Оценки обучающимся выставляются по окончании четверти по каждому
изучаемому предмету.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов
и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде
технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных
программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты
в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие
учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных
занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной
аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в
свидетельство об окончании Школы.
В Школе установлена пятибалльная и зачетная система оценок.
Оценки обучающимся выставляются по окончании четверти по каждому
изучаемому предмету.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются
Школой на основании ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) Специальность;
2) Сольфеджио;
3) Музыкальная литература.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между
выпускными экзаменами должен быть не менее двух календарных дней.
Критерии оценок итоговой аттестации разработаны в соответствии с
Федеральными государственными требованиями. При прохождении
итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения
и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
8

- достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания
художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и
жанров зарубежных и отечественных композиторов;
- знание профессиональной терминологии, фортепианного репертуара, в том
числе ансамблевого;
- умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом
аккордовые, интервальные и мелодические построения;
- знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов,
музыкальных произведений, основных исторических периодов развития
музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
- наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.
1.4.2. Кадровый ресурс
Реализация дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области музыкального искусства «Фортепиано» обеспечивается
педагогическими работниками, имеющими среднее профессиональное или
высшее профессиональное образование, соответствующее профилю
преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее
профессиональное образование, должна составлять не менее 30 процентов в
общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по
данной программе.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь
высшее
профессиональное
образование,
может
быть
заменено
преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и
государственные почетные звания в соответствующей профессиональной
сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное
образование и стаж практической работы в соответствующей
профессиональной сфере более 15 последних лет.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из
которых 32-33 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность
педагогических работников должна быть направлена на методическую,
творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение
дополнительных профессиональных образовательных программ.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников
обеспечивается
освоением
дополнительных
профессиональных
образовательных программ в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один
раз в пять лет в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной
деятельности. Педагогические работники Школы должны осуществлять
творческую и методическую работу.
Школа создает условия для взаимодействия с другими ОУ, реализующими
образовательные программы в области музыкального искусства, в том числе
и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения
недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы,
9

получения консультаций по вопросам реализации программы «Фортепиано»,
использования передовых педагогических технологий.
1.4.3. Финансовые условия реализации программы
При реализации программы «Фортепиано» предусмотрена работа
концертмейстеров с учетом сложившихся традиций и методической
целесообразности:
- по учебному предмету «Хоровой класс» и консультациям по данному
учебному предмету не менее 80 процентов от аудиторного учебного времени;
- по учебным предметам «Концертмейстерский класс» и «Ансамбль» - от 60
до 100 процентов аудиторного учебного времени;
1.4.4. Материально-техническая база
Школа обеспечивает материально-технические условия реализации
программы «Фортепиано» для достижения учащимися результатов,
установленных
в
соответствии с
ФГТ
при
соответствующем
финансировании.
Школа обеспечивает соответствие санитарным и противопожарным нормам,
нормам охраны труда. При соответствующем финансировании соблюдает
своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Для реализации программы «Фортепиано» в школе имеются следующие
материально-технические условия:
- концертный зал на 50 мест с пианино, пультам, звукотехническим и
мультимедийным оборудованием,
- учебные аудитории для индивидуальных занятий, оснащенные роялями и
пианино;
- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых занятий,
предназначенные для реализации учебных предметов «Сольфеджио»,
«Слушание
музыки»,
«Музыкальная
литература
(зарубежная,
отечественная)»,
«Хоровой
класс»
оснащенные
фортепиано,
звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами,
стульями, стеллажами, шкафами), оформленные наглядными пособиями,
специализированными
материалами
(фонотека,
видеотека)
и
мультимедийным оборудованием;
- библиотека.
Музыкальные инструменты своевременно настраиваются и ремонтируются
настройщиком.
Выступления
учебных
творческих
коллективов
обеспечиваются
сценическими костюмами.
II. Планируемые результаты освоения обучающимися
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области музыкального искусства "Фортепиано".
10

В результате освоения программы (сроком обучения 8 лет, а также с
дополнительным годом обучения) происходит целостное художественноэстетическое развитие личности (общекультурные компетенции) и
приобретение ею в процессе освоения образовательной программы
музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков
(профессиональные компетенции).
Выпускник,
прошедший
обучение
по
дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
музыкального искусства «Фортепиано» должен обладать общекультурными
компетенциями:
- умением уважать и принимать духовные и культурные ценности разных
народов;
- сформированными эстетическими взглядами, нравственными установками
и потребностью общения с духовными ценностями;
- умением самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности.
Планируемым
результатом
освоения
дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
музыкального
искусства
«Фортепиано»
является
приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных
областях:
в области музыкального исполнительства:
- знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных
стилистических направлений;
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно,
так и при игре в ансамбле;
- умения самостоятельно разучивать различных жанров и стилей;
- умения создавать художественный образ при исполнении
музыкального произведения;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при
разучивании несложного музыкального произведения;
- умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных
или инструментальных музыкальных произведений;
- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;
- навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых
формах;
- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых
произведений;
- навыков публичных выступлений;
в области теории и истории музыки:
- знания музыкальной грамоты;

11

- знания основных этапов жизненного и творческого пути
отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими
музыкальных произведений;
- первичные знания в области строения классических музыкальных
форм;
- умения использовать полученные теоретические знания при
исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
- умение осмысливать музыкальные произведения, события путем
изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
- навыков восприятия элементов музыкального языка;
- сформированных вокально-интонационных навыков ладового
чувства;
- навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе
путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования,
пения с листа;
- навыков анализа музыкального произведения;
- навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и
жанров, созданных в разные исторические периоды;
- навыков записи музыкального текста по слуху;
- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.
Результаты освоения программы «Фортепиано» по учебным предметам
обязательной части учащиеся должны демонстрировать следующие
профессиональные компетенции:
Специальность и чтение с листа:
- наличие у обучающихся интереса к музыкальному искусству;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и
навыков, позволяющий использовать многообразные возможности
фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации
авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных
произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
- знание в соответствии с программными требованиями фортепианного
репертуара, включающего произведения различных стилей и жанров
(полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды,
инструментальные миниатюры);
- знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
- знание профессиональной терминологии;
- наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных
произведений разных жанров и форм;
- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять
процессом исполнения музыкального произведения;
- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств
выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений,
владению различными видами техники исполнительства, использованию
художественно оправданных технических приемов;
12

- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о
методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
исполнительскими трудностями;
- наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления,
мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
-наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в
качестве солиста.
Ансамбль:
- сформированный комплекс умений и навыков в области
коллективного творчества – ансамблевого исполнительства, позволяющий
демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и
реализацию исполнительского замысла;
- знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений,
созданных для фортепианного дуэта, так и переложений симфонических,
циклических – сонат, сюит, ансамблевых, органных и других произведений, а
также камерно-инструментального репертуара) различных отечественных и
зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к
сотворческому исполнительству на разнообразной литературе;
- знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки – эпохи
барокко, в том числе сочинений И.С. Баха, венской классики, романтизма,
русской музыки XIX вера, отечественной и зарубежной музыки XX века;
- навыки по решению музыкально-исполнительских задач
ансамблевого
исполнительства,
обусловленные
художественным
содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального
произведения.
Концертмейстерский класс:
- сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий
наличие у обучающегося художественного вкуса, чувства стиля, творческой
самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомству с
лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки, в том числе:
- знание основного концертмейстерского репертуара (вокального т
инструментального), основных принципов аккомпанирования солисту;
- умение аккомпанировать солистам (вокалистам и инструменталистам)
несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;
- умение создавать необходимые условия для раскрытия
исполнительских возможностей солиста, разбираться в тематическом
материале исполняемого произведения с учетом характера каждой парии;
- навыки по разучиванию с солистом его репертуара;
- наличие первичного практического опыта репетиционно-концертной
деятельности в качестве концертмейстера.
Хоровой класс:
- знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых
особенностей
хоровых
партитур,
художественно-исполнительских
возможностей хорового коллектива;
13

- знание профессиональной терминологии;
- умение передавать авторский замысел музыкального произведения с
помощью органичного сочетания слова и музыки;
- навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том
числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым
коллективом;
- сформированные практические навыки исполнения авторских,
народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и
зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
- наличие практических навыков исполнения партий в составе
вокального ансамбля и хорового коллектива.
Сольфеджио:
- сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий
наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного
звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма,
знания
музыкальных
стилей,
способствующих
творческой
самостоятельности, в том числе:
- первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной
музыкальной терминологии;
- умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные
примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с
использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать
аккордовые и интервальные цепочки;
- умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
- умение импровизировать на заданные музыкальные темы или
ритмические построения;
- навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на
инструменте, запись по слуху и т.п.).
Слушание музыки:
- наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее
основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах,
исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
- способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе
восприятия музыкального произведения;
- умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от
прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с
фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов
искусств.
2.4.7. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):
- первичные знания о роли и значении музыкального искусства в
системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
- знание творческих биографий зарубежных и отечественных
композиторов согласно программным требованиям;
14

- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных
произведений зарубежных и отечественных композиторов различных
исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до
современности;
- умение исполнять на музыкальном инструменте тематический
материал пройденных музыкальных произведений;
- навыки по выполнению теоретического анализа музыкального
произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных,
метроритмических, ладовых особенностей;
- знание основных исторических периодов развития зарубежного и
отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами
искусства (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы),
основные стилистические направления, жанры;
- знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков
музыки;
- знание профессиональной музыкальной терминологии;
- сформированные основы эстетических взглядов, художественного
вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной
деятельности;
- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о
творчестве композиторов;
- умение определять на слух фрагменты того или иного изучаемого
музыкального произведения;
- навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать
его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи
с другими видами искусств.
Элементарная теория музыки:
- знание основных элементов музыкального языка (понятий – звукоряд,
лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);
- первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения
музыкального материала;
- умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с
объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального
произведения;
- наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки
зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования
диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного
изложения материала (типов фактур).

III. Учебный план.
15

Программа «Фортепиано» включает два учебных плана в соответствии
со сроками обучения.
Учебный план программы «Фортепиано» предусматривает следующие
предметные области (обязательной части):
- музыкальное исполнительство;
- теория и история музыки и разделы:
- консультации;
- промежуточная аттестация;
- итоговая аттестация.
Учебные
предметы
обязательной
части
ПО.01.
«Музыкальное
исполнительство»:
- специальность и чтение с листа;
- ансамбль;
- концертмейстерский класс;
- хоровой класс.
Учебные предметы обязательной части ПО.02. «Теория и история музыки»:
- сольфеджио;
- слушание музыки;
- музыкальная литература (зарубежная, отечественная).
Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые
состоят из учебных предметов.
При реализации программы «Фортепиано» со сроком обучения 8 лет
общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет
1776,5 часов, в том числе по предметным областям (ОП) и учебным
предметам (УП):
ПО.01.
ПО.01.УП.01
ПО.01.УП.02
ПО.01.УП.03
ПО.01.УП.04
ПО.02.
ПО.02.УП.01
ПО.02.УП.02
ПО.02.УП.03

Музыкальное исполнительство:
Специальность и чтение с листа
Ансамбль
Концертмейстерский класс
Хоровой класс
Теория и история музыки:
Сольфеджио
Слушание музыки
Музыкальная литература (зарубежная,
отечественная)

592 часа
132 часа
49 часов
345,5 часа
378,5 часа
98 часов
181,5 часа

При реализации программы «Фортепиано» с дополнительным годом
обучения общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части
составляет 2073,5 часа, в том числе по предметным областям (ОП) и учебным
предметам (УП):
ПО.01.
ПО.01.УП.01

Музыкальное исполнительство:
Специальность и чтение с листа
16

691 час

ПО.01.УП.02
ПО.01.УП.03
ПО.01.УП.04
ПО.02.
ПО.02.УП.01
ПО.02.УП.02
ПО.02.УП.03
ПО.02.УП.04

Ансамбль
198 часов
Концертмейстерский класс
49 часов
Хоровой класс
345,5 часа
Теория и история музыки:
Сольфеджио
428 часов
Слушание музыки
98 часов
Музыкальная литература (зарубежная, 231 час
отечественная)
Элементарная теория музыки
33 часа

В дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную
программу в области музыкального искусства «Фортепиано» могут входить
учебные предметы вариативной части (В.00. «Вариативная часть»), дающие
возможность расширения и (или) углубления подготовки обучающихся,
определяемой содержанием обязательной части образовательной программы,
получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков.
Учебные предметы вариативной части определены образовательным
учреждением самостоятельно. Объем времени вариативной части,
предусматриваемый образовательным учреждением на занятия обучающихся
с присутствием преподавателя, составляет 20 процентов от объема времени
предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные
занятия.
При формировании вариативной части, а также введении в данный
раздел индивидуальных занятий учтены исторические, национальные и
региональные традиции подготовки кадров в области музыкального
искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на
оплату труда педагогических работников.
При реализации программы «Фортепиано» со сроком обучения 8 лет
общий объем аудиторной учебной нагрузки вариативной части составляет
Вариативная часть В.00
В.01.01.
Хоровой класс
В.02.01
Сольфеджио

49часа
16 часов
65 часов

При реализации программы «Фортепиано» с дополнительным годом
обучения общий объем аудиторной учебной нагрузки вариативной части
составляет
Вариативная часть В.00
В.01.01.
Хоровой класс

49,5 часов
49, 5 часов

17

При изучении учебных предметов обязательной и вариативной частей
предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому
учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических
традиций и методической целесообразности.
Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не превышает 26
часов в неделю. Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам
учебного плана не превышает 14 часов в неделю (без учета времени,
предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на
контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в
творческих и культурно-просветительских мероприятиях образовательного
учреждения).
IV. График образовательного процесса.
Продолжительность учебного года и каникулы.
При
реализации
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области музыкального искусства
«Фортепиано» со сроком обучения 8 лет продолжительность учебного года с
первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом классе – 40
недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32
недели, со второго по восьмой классы 33 недели.
При
реализации
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области музыкального искусства
«Фортепиано» с дополнительным годом обучения продолжительность
учебного года в восьмом классе составляет 39 недель, в девятом классе – 40
недель, продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33
недели.
В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в
первом классе для обучающихся по ОП со сроком обучения 8 лет
устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы
устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года
обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки,
установленные при реализации основных образовательных программ
начального общего и основного общего образования.
Реализация дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области музыкального искусства «Фортепиано» обеспечивается
консультациями для учащихся, которые проводятся с целью подготовки
учащихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам
и другим мероприятиям по усмотрению Школы. Консультации могут
проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в объеме
158 часов при реализации ОП со сроком обучения 8 лет и 184 часов при
реализации ОП с дополнительным годом обучения. Резерв учебного времени
устанавливается МКОУ ДОД «Михайловская ДШИ» из расчета одной недели
в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено,
18

резерв учебного времени используется на самостоятельную работу учащихся
и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно
использовать
и
после
окончания
промежуточной
аттестации
(экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой учащихся
на период летних каникул.

19

IV. График образовательного процесса – срок обучения 8 лет
1. График учебного процесса

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

I
I
I

I
I
I
ИТОГО

Обозначения

Аудиторные
занятия

Резерв учебного
времени

Промежуточная
аттестация

Итоговая
аттестация

р

э

III

20

Всего

=

=

Каникулы

=

=

Итоговая аттестация

24 – 31

=

=

Резерв учебного времени

17 – 23

=

р
р
р
р
р
р
р

32
33
33
33
33
33
33
33

1
1
1
1
1
1
1
-

1
1
1
1
1
1
1
1

2

18
17
17
17
17
17
17
4

52
52
52
52
52
52
52
40

263

7

8

2

124

40
4

Аудиторные занятия

3–9

4 – 10

11 – 17

20 – 26

27.04. – 3.05

6 – 12

13 – 19

23 – 29

30.03 – 5.04

16 – 22

2 –8

9 – 15

16 – 22

23.02 – 1.03

2 –8

9 – 15

19 – 25

=

=
=
=
=
=
=
=

э
э
э
э
э
э
э
р

Промежуточная
аттестация

=

10 – 16

=

20 – 26

=

27.07 – 2.08

=

6 – 12

=

13 – 19

=

Август

22 – 28

=

Июль

29.06 – 5.07

=

=
=
=
=
=
=
=
=

Июнь

15 – 21

=

=

Май

1–7

=

=

Апрель

8 – 14

=

Март

25 – 31

=

Февраль

26.01 – 1.02

5 – 11

=
=

12 – 18

22 – 28

29.12 – 4.01

Январь

18 – 24

=
=
=
=
=
=
=
=

1
2
3
4
5
6
7
8

15 – 21

1–7

8 – 14

Декабрь

24 – 30

17 – 23

3–9

10 – 16

Ноябрь

27.10 – 2.11

20 – 26

13 – 19

6 – 12

29.09 – 5.10

Октябрь

22 – 28

15 – 21

1–7

8 – 14

Классы

Сентябрь

2. Сводные данные по
бюджету времени в неделях

Каникулы

=

График образовательного процесса – срок обучения 9 лет

1. График учебного процесса

=

=

=

=

=

=

=

=

=

ИТОГО

Обозначения

Аудиторные
занятия

Резерв учебного
времени

Промежуточная
аттестация

Итоговая
аттестация

р

э

III

21

1
1
1
1
1
1
1
1
-

1
1
1
1
1
1
1
1
1

2

18
17
17
17
17
17
17
17
4

52
52
52
52
52
52
52
52
40

296

8

9

2

141

456

Каникулы

=

Промежуточная
аттестация
Резерв учебного
времени

I
I
I

32
33
33
33
33
33
33
33
33

Аудиторные занятия

24 – 31

17 – 23

I
I
I

3–9

10 – 16

20 – 26

27.07 – 2.08

= = = = = = = = = = = = =
= = = = = = = = = = = = =
= = = = = = = = = = = = =
= = = = = = = = = = = = =
= = = = = = = = = = = = =
= = = = = = = = = = = = =
= = = = = = = = = = = = =
= = = = = = = = = = = = =

6 – 12

13 – 19

22 – 28

29.06 – 5.07

Август

э
э
э
э
э
э
э
э

1–7

15 – 21

Июль

р
р
р
р
р
р
р
р
р

8 – 14

4 – 10

11 – 17

20 – 26

27.04. – 3.05

6 – 12

13 – 19

23 – 29

30.03 – 5.04

16 – 22

2 –8

9 – 15

16 – 22

23.02 – 1.03

2 –8

9 – 15

19 – 25

=

=

=
=
=
=
=
=
=
=
=

Июнь

Всего

=

=

Май

Каникулы

=

=

Апрель

Итоговая аттестация

=

Март

25 – 31

=

Февраль

26.01 – 1.02

5 – 11

=
=

12 – 18

22 – 28

29.12 – 4.01

15 – 21

1–7

Январь

18 – 24

=
=
=
=
=
=
=
=
=

1
2
3
4
5
6
7
8
9

8 – 14

Декабрь

24 – 30

17 – 23

3–9

10 – 16

27.10 – 2.11

Ноябрь

20 – 26

13 – 19

6 – 12

29.09 – 5.10

Октябрь

22 – 28

15 – 21

1–7

8 – 14

Классы

Сентябрь

2. Сводные данные по
бюджету времени в
неделях

прв
V.Перечень программ учебных предметов по дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
музыкального искусства «Фортепиано»
Обязательная часть
ПО.01. Музыкальное исполнительство
ПО.01.УП.01.Специальность и чтение с листа
ПО.01УП.02.Ансамбль
ПО.01.УП.03.Концертмейстерский класс
ПО.01.УП.04.Хоровой класс
ПО.02.Теория и история музыки
ПО.02.УП.01.Сольфеджио
ПО.02.УП.02.Слушание музыки
ПО.02.УП.03.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)
ПО.02.УП.03.Элементарная теория музыки
Вариативная часть В.00
В.01.01.Хоровой класс
В.02.01Сольфеджио

22

VI.Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации
результатов освоения ОП обучающимися
6.1. Система и критерии оценок результатов освоения
обучающихся образовательной программы «Фортепиано»
Оценка качества реализации дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области музыкального искусства
«Фортепиано» включает в себя текущий контроль успеваемости,
промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости ОУ могут
использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы,
тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Оценки обучающимся выставляются по окончании четверти по
каждому изучаемому предмету.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков,
зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут
проходить в виде технических зачетов, академических концертов,
исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за
пределами аудиторных учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам
промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая
заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения
разрабатываются школой самостоятельно на основании федеральных
государственных требований. Школой разрабатываются критерии оценок
промежуточной
аттестации
и
текущего
контроля
успеваемости
обучающихся. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных
средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы
контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются Школой
самостоятельно.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными
отображениями федеральных государственных требований, соответствовать
целям и задачам программы «Фортепиано» и её учебному плану. Фонды
оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных
выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к
возможному продолжению профессионального образования в области
музыкального искусства.
23

Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся
определяются школой на основании федеральных государственных
требований.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов по
предметам:
1) Специальность;
2) Сольфеджио;
3) Музыкальная литература.
Система оценок в рамках промежуточной аттестации и итоговой
аттестации предполагает пятибальную шкалу в абсолютном значении: «5»
отлично; «4» - хорошо»; «3» - удовлетворительно; «2» неудовлетворительно.
При выведении итоговой оценки учитываются: оценка годовой работы
ученика; оценка на контрольном уроке.
6.2. Критерии оценок промежуточной аттестации в области
музыкального исполнительства:
Специальность и чтение с листа
Оценка «5» (отлично):
Яркая,
осмысленная
игра,
выразительное
исполнение,
продемонстрирована свобода игрового аппарата и владение всеми
техническими приемами и выразительными средствами. Соответствие
исполняемой программы требованиям по классу, слуховой контроль
собственного исполнения. Присутствует единство темпа, ясность
ритмической пульсации, яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» (хорошо):
Игра достаточно выразительная, грамотное исполнение с небольшими
недочетами (как в техническом, так и в художественном плане).
Недостаточно эмоциональное исполнение, есть потери от волнения
(текстовые, ритмические, технические, в педализации). Более умеренные
темпы, неустойчивое владение техническими и выразительными
инструментами.
Оценка «3» (удовлетворительно):
Слабое, невыразительное выступление. Частые ошибки в тексте.
Средние музыкальные и технические данные, зажатие игрового аппарата.
Слабое владение техническими и выразительными инструментальными
средствами.
Присутствует
темпо-ритмическая
неорганизованность,
однообразие и монотонность звучания.
Оценка «2» (неудовлетворительно):
Комплекс серьезных недостатков, программа не выучена, исполнена
частично или сбивчиво, с многочисленными остановками, плохо развиты
игровые навыки, отсутствие домашней работы, плохая посещаемость
аудиторных занятий
Зачет (без оценки):
24

Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном
этапе обучения
Незачет (без оценки):
Плохой уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения
Ансамбль:
Оценка «5» (отлично):
Исполнение музыкальное, выразительное, качественное звуковедение,
звукоизвлечение,
хороший
баланс
между
партиями,
свобода
исполнительского аппарата, присутствует полный слуховой контроль в
каждой партии, синхронное исполнение, грамотное исполнение нотного
материала, исполнение произведения в заданном темпе.
Оценка «4» (хорошо):
Исполнение осознанное, неточное исполнение нотного материала,
хорошее звукоизвлечение и звуковедение, свобода исполнительского
аппарата, есть нарушения в синхронности исполнения и звуковом балансе
между партиями, недостаточно эмоциональное исполнение, некоторые
потери от волнения (текстовые, ритмические, технические, педализация).
Оценка «3» (удовлетворительно):
Исполнение невыразительное, программа выучена удовлетворительно,
плахой звуковой баланс между партиями, отсутствие синхронности в
исполнении, наличие текстовых, технических погрешностей, погрешности в
педализации, обучающийся слабо владеет инструментом, аппарат зажат;
темп не соответствует заданному автором.
Оценка «2» (неудовлетворительно):
Комплекс серьезных недостатков, программа не выучена, исполнена
частично или сбивчиво, с многочисленными остановками. Плохо развиты
игровые навыки
Зачет (без оценки):
Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном
этапе обучения
Незачет (без оценки):
Плохой уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения
Концертмейстерский класс:
Оценка «5» (отлично):
Яркая, содержательная игра. Продемонстрировано свободное владение
широким арсеналом исполнительских выразительных средств, хорошая
фортепианная техника, культура звукоизвлечения, чувство стиля, есть
звуковой баланс между солистом и концертмейстером, взаимопонимание
участников коллектива, что позволяет говорить о высоком художественном
уровне игры, одаренности учащегося.
Оценка «4» (хорошо):
Хорошая игра концертмейстера. Ясное художественно-музыкальное
намерение; не всё технически проработано, имеется определенное
25

количество технических погрешностей (динамических, интонационных,
смысловых), нарушение синхронности и звукового баланса.
Оценка «3» (удовлетворительно):
Слабое, невыразительное выступление, низкий уровень технической
оснащенности, чрезмерное количество недоработок, погрешности в
педализации. Ученик недостаточно внимания уделял самостоятельной
работе.
Оценка «2» (неудовлетворительно):
Программа не выучена или программа выучена частично, исполнение с
большим количеством ошибок и остановок. Плохо развиты игровые навыки.
Зачет (без оценки):
Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном
этапе обучения
Незачет (без оценки):
Плохой уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения
Хоровой класс:
Оценка «5» (отлично):
Яркое, выразительное, осознанное исполнение каждого произведения с
чистой интонацией.
Свободное владение навыками исполнения
многоголосия, хоровым ансамблевым звучанием. Понимание стиля
произведений, понимание дирижерского жеста.
Яркое впечатление, художественная завершенность выступления.
Оценка «4» (хорошо):
Неустойчивая эмоциональная направленность исполнения программы,
но с чистой интонацией.
Возможно есть определенное количество
погрешностей в дикции, технические неточности. Хорошее владение
навыками исполнения многоголосия, штрихами, хоровым звучанием
ансамбля. Возможно упущение внимания во взаимодействии с дирижером.
Оценка «3» (удовлетворительно):
Выступление мало эмоциональное, невыразительное, с потерями в
интонировании, строе. Нарушение баланса в исполнении хоровых партий,
баланса в ансамбле.
Приблизительное единство взаимодействия с
дирижером, непонимание жестов дирижера.
Оценка «2» (неудовлетворительно):
Отсутствие вокально – хоровых навыков в исполнении. Очень
фальшивая интонация. Полное отсутствие контакта с дирижёром.
Зачет (без оценки):
Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном
этапе обучения
Незачет (без оценки):
Плохой уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения
6.2. Критерии оценок промежуточной аттестации в области теории
и истории музыки:
Сольфеджио:
26

Аттестация по сольфеджио предполагает выполнение следующих
заданий: написание диктанта, чтение номера с листа (пение выученного
заранее номера), теоретическая проверочная работа.
Отлично «5» (отлично):
Диктант написан полностью, без единой ошибки за половину
отведённого для этого времени. Аккуратно записан музыкальный текст.
Чистое интонирование, хороший темп ответа, правильное дирижирование,
демонстрация основных теоретических знаний.
Оценка «4» (хорошо):
Диктант записан в целом. Имеются некоторые небольшие неточности:
неверно написаны штили, отсутствует случайный знак; или (и) имеются 1-2
неверные ноты; или одна ритмическая неточность.
Недочеты в отдельных видах работы: небольшие погрешности в
интонировании, нарушения в темпе ответа, ошибки в дирижировании,
ошибки в теоретических знаниях.
Оценка «3» (удовлетворительно):
Имеется большое количество неточностей: треть неправильных нот,
отсутствуют случайные знаки; ритм в целом написан неверно.
Ошибки, плохое владение интонацией, замедленный темп ответа,
грубые ошибки в теоретических знаниях.
Оценка «2» (неудовлетворительно):
Диктант не написан совсем.
Грубые ошибки, не владение интонацией, медленный темп ответа,
отсутствие теоретических знаний.
Слушание музыки:
Отлично «5» (отлично):
Свободное владение теоретическими сведениями, осмысленный
выразительный ответ, учащийся ориентируется в пройденном материале.
Яркое выступление с собственным отношением к музыке. Освоение
дополнительного музыкального и теоретического материала.
Оценка «4» (хорошо):
Недостаточно полное овладение теоретическими сведениями.
Неточности в узнавании музыкального материала. Учащийся не активен,
допускает ошибки.
Оценка «3» (удовлетворительно):
Отсутствие теоретических знаний и слушательских навыков.
Недостаточно полное овладение музыкальным материалом. Учащийся часто
ошибается, плохо ориентируется в пройденном материале, проявляет себя
только в отдельных видах работы
Оценка «2» (неудовлетворительно):
Большая часть устного или письменного ответа неверна; в определении
на слух тематического материала более 70% ответов ошибочны. Выявлено
незнание теоретических сведений.
27

Музыкальная литература:
Отлично «5» (отлично):
Содержательный и грамотный (с позиции русского языка) устный или
письменный ответ с верным изложением фактов. Точное определение на
слух тематического материала. Свободное ориентирование в определенных
эпохах (историческом контексте, других видах искусств)
Оценка «4» (хорошо):
Устный или письменный ответ, содержащий не более 2-3
незначительных ошибок. Определение на слух тематического материала
также содержит 2-3 неточности негрубого характера или 1 грубую ошибку и
1 незначительную. Ориентирование в историческом контексте может
вызывать небольшое затруднение, требовать время на размышление, но в
итоге даётся необходимый ответ
Оценка «3» (удовлетворительно):
Большая часть устного или письменного ответа неверна; в определении
на слух тематического материала 50% ответов ошибочны (но не более 70%).
Обучающийся слабо представляет себе эпохи, стилевые направления, другие
виды искусства.
Оценка «2» (неудовлетворительно):
Большая часть устного или письменного ответа неверна, в определении
на слух тематического материала более 70% ответов ошибочны.
Обучающийся слабо представляет себе эпохи, стилевые направления, другие
виды искусства
6.3. Критерии оценок итоговой аттестации:
Итоговая аттестация проводится по окончании проведенных занятий в
учебном году (последняя неделя мая – первая неделя июня)
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) Специальность и чтение с листа;
2) Сольфеджио;
3) Музыкальная литература.
Экзамен по специальности предполагает исполнение четырех
произведений разных стилей и эпох зарубежных и русских композиторов:
- полифоническое произведение;
- произведение крупной формы;
- этюд;
- пьеса

Критерии оценивания:
Специальность и чтение с листа
Оценка «5» (отлично):
Яркая, осмысленная игра, выразительное исполнение, безукоризненное
исполнение текста, присутствует чувство стиля и формы. У исполнителя
28

естественная и гармоничная постановка, совершенное владение всеми
техническими приемами и выразительными средствами. Качество звучания
инструмента в целом на высоком художественном уровне. Можно говорить о
технической одаренности ученика
Оценка «4» (хорошо):
Исполнение музыкальное, выразительное, присутствует чувство стиля
и формы, грамотное исполнение нотного материала, свободное владение
пианистическим аппаратом, качественная отработка навыков и приемов.
Допустимы более умеренные темпы, есть потери от волнения, неустойчивое
владение техническими и выразительными инструментами.
Оценка «3» (удовлетворительно):
Слабое выступление. Большое количество ошибок в тексте и
остановок.
Слабое
владение
техническими
и
выразительными
инструментальными
средствами.
Присутствует
темпо-ритмическая
неорганизованность, однообразие и монотонность звучания.
Оценка «2» (неудовлетворительно):
Комплекс серьезных недостатков, программа не выучена, исполнена
частично или сбивчиво, с многочисленными остановками, плохо развиты
игровые навыки, отсутствие домашней работы, плохая посещаемость
аудиторных занятий
Экзамен по сольфеджио предполагает:
- устный экзамен;
- диктант;
Критерии оценивания:
Экзамен по музыкальной литературе предполагает:
- устный (или письменный) ответ по одному из материалов курса
- написание викторины;
Критерии оценивания:
Отлично «5» (отлично):
Содержательный и грамотный (с позиции русского языка) устный или
письменный ответ с верным изложением фактов. Точное определение на
слух тематического материала. Хорошая культура оформления материала.
Оценка «4» (хорошо):
Устный или письменный ответ, содержащий не более 2-3
незначительных ошибок. Определение на слух тематического материала
также содержит 2-3 неточности негрубого характера или 1 грубую ошибку и
1 незначительную. При ответе на вопросы может возникать небольшое
затруднение, требовать время на размышление, но в итоге даётся
необходимый ответ
Оценка «3» (удовлетворительно):
Большая часть устного или письменного ответа неверна; в определении
на слух тематического материала 50% ответов ошибочны (но не более 70%).
29

Обучающийся слабо представляет себе эпохи, стилевые направления, другие
виды искусства.
Оценка «2» (неудовлетворительно):
Выявлено незнание теоретических сведений и музыкального
материала.
VII.Программа творческой, методической и культурнопросветительской деятельности МКОУ ДОД «Михайловская ДШИ»
7.1. Педагогические работники образовательного учреждения должны
осуществлять творческую, культурно-просветительскую и методическую
работу. С целью обеспечения высокого качества образования, его
доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их
родителей (законных представителей) и всего общества, духовнонравственного развития, эстетического воспитания и художественного
становления личности образовательное учреждение должно создать
комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую
возможность:
- выявления и развития одаренных детей в области музыкального
искусства;
- организации творческой деятельности обучающихся путем
проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастерклассов, олимпиад, концертов, творческих вечеров и др.);
- организации посещений обучающимися
- организации творческой и культурно-просветительской деятельности
совместно с другими детскими школами искусств, ОУ среднего профильного
и высшего профессионального образования, реализующими основные
профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства;
- использования в образовательном процессе образовательных
технологий, основанных на лучших достижениях отечественного
образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития
музыкального искусства и образования;
- эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке
педагогических работников и родителей (законных представителей)
обучающихся;
- построения содержания программы «Фортепиано» с учетом
индивидуального развития детей. А также тех или иных особенностей
субъекта Российской Федерации;
- эффективного управления образовательным учреждением.
7.2. Программа творческой и культурно-просветительской
деятельности.
7.2.1. Целями творческой и культурно-просветительской деятельности
образовательного учреждения является развитие творческих способностей
30

обучающихся, приобщение их к культурным традициям Российской
Федерации, лучшим мировым культурным образцам отечественного и
зарубежного искусства, пропаганда ценностей мировой культуры среди
различных слоев населения, приобщение их к духовным ценностям.
Задачи:
- обеспечение необходимых условий для личностного развития,
профессионального самоопределения и творческого труда детей;
- апробация и овладение новыми музыкальными технологиями в
концертной деятельности;
- поддержка высокого уровня исполнительского мастерства детских и
педагогических творческих коллективов МКОУ ДОД «Михайловская ДШИ»;
- пропаганда лучших образцов мировой музыкальной классики,
народного и эстрадного искусства средствами детско-юношеского
концертного исполнительства;
- организация содержательного досуга учащихся ДШИ, детей и
подростков города;
- социальное партнерство с образовательными учреждениями города и
района.
7.2.2.
Содержание
программы
творческой
и
культурнопросветительской деятельности направлено на:
- развитие мотивации личности обучающегося к познанию творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучие обучающегося;
- приобщение обучающихся к общественным и культурным ценностям;
- совершенствование исполнительского мастерства учащихся,
посредством участия в конкурсных и концертных мероприятиях;
- профилактику асоциального поведения;
- взаимодействие преподавателя с семьей.
7.2.3.
Основные
направления
творческой
и
культурнопросветительской деятельности:
Общешкольные, городские, районные, областные мероприятия
- участие в конкурсах исполнительского мастерства, фестивалях,
мастер-классах, творческих проектах;
- участие в тематических вечерах, обменных концертах, концертах
отделений, отчетных концертах школы;
- участие во внешкольных мероприятиях;
- посещение концертных и театрализованных мероприятий города,
района.
Праздничные мероприятия
участие
в
концертных,
театрализованных,
музыкальноразвлекательных программах
Детская филармония
- участие и посещение лекций, музыкальных бесед, концертов
солистов, детских и преподавательских исполнительских коллективов.
Работа с родителями
31

- просветительская работа среди родителей по вопросам
художественно-эстетического образования и воспитания детей в форме
родительских собраний, тематических бесед, встреч с интересными людьми,
концертных мероприятий школы.
Информационная работа
- разработка сценариев музыкальных праздников, концертов;
- публикации в средствах массовой информации, на сайте школы;
- оформление кабинетных и школьных стендов с фотографиями и
итогами;
- проведение мероприятий;
- работа по повышению статуса и имиджа образовательного
учреждения;
- социальное партнерство.
7.2.4. В школе создана ситуация успеха для развития способностей
каждого обучающегося, условия для творческой самореализации
преподавателей.
С целью реализации творческой и культурно-просветительской
деятельности в образовательном учреждении созданы учебные творческие
коллективы (ансамбли, хоры, фольклорный коллектив). Всем учащимся
отделения фортепиано предоставлено право участия в творческих
коллективах.
В преподавательских исполнительских коллективах реализуют свои
исполнительские потребности преподаватели отделения фортепиано:
вокальный ансамбль «Грезы».
Деятельность коллективов регулируется локальными актами
образовательного учреждения и осуществляется в рамках как учебного, так и
внеурочного времени.
Образовательное учреждение обеспечивает наиболее благоприятные
условия для творческих коллективов с их индивидуальным развитием и
неповторимым своеобразием, объединенных системной деятельностью по
освоению музыкального искусства, образующих единое образовательное
пространство, благотворно воздействующее на детей. Педагогов и жителей
социума.
7.3.Программа методической деятельности
7.3.1.Методическая работа – основной вид образовательной
деятельности,
представляющий
собой
совокупность
мероприятий
проводимых администрацией школы, преподавателями в целях овладения
методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого
применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых наиболее
рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и
обеспечения образовательного процесса.
Цель методической работы – создание единого образовательного
пространства, обеспечивающего «сквозное» решение педагогических задач и
индивидуализирующее образовательный путь учащегося в условиях
обучения по предпрофессиональным программам.
32

Задачи:
- обеспечение качественных изменений в организации и содержании
методической работы;
- предоставление каждому участнику образовательного процесса
возможности самоутверждения в наиболее значимых для него сферах,
обеспечение личного роста;
- повышение педагогического мастерства, распространение, обобщение
и внедрение передового педагогического опыта;
- повышение педагогической квалификации работников учреждения;
- формирование у преподавателей потребности к занятию
самообразованием через участие в творческих группах, аттестацию,
проведение творческих отчетов, открытых уроков;
- повышение качества образования посредством использования в
работе новых информационных, музыкально-педагогических технологий;
- создание условий для раскрытия способностей и творческого
потенциала учащихся;
- внедрение в практику альтернативных и инновационных форм
взаимодействия со школами, ДОУ и т.д.;
- оптимизация форм распространения опыта школы (публикации,
презентации, СМИ и т.д.;
- обновление содержания образования и технологии обучения, в том
числе развивающих, здоровье сберегающих, информационных, в условиях
современного социального заказа.
7.3.2.Основные направления:
1 направление – аналитическое, с целью подготовки педагогического
коллектива к эффективной деятельности, включает в себя:
- изучение потребностей педагогических кадров в повышении
квалификации;
- анализ информации о результатах диагностических и
мониторинговых исследований учебно-воспитательного процесса;
- анализ эффективности повышения квалификации педагогов.
2 направление – организационно-педагогическое, направлено на
обеспечение
непрерывности
профессионального
образования
преподавателей, состоящее из следующих компонентов:
- планирование и проведение методических мероприятий на школьном,
районном уровнях;
- организация и координация работы методического совета;
- формирование банка педагогической информации (нормативноправовой, научно-методической, методической и др.);
- подготовка и проведение научно-практических конференций,
семинаров-практикумов, презентации опытов, направленные на трансляцию
и обмен практическим опытом педагогических работников в аспекте
решения актуальных проблем в музыкальном образовании.

33

3 направление – учебно-методическое, направленное на методическое
сопровождение деятельности преподавателей по созданию условий
эффективной педагогической деятельности:
- прогнозирование;
- выявление и распространение образцов педагогической деятельности;
- составление учебных, учебно-тематических планов и программ по
предметам;
- участие в аттестации педагогических работников.
Вся методическая работа ведется по планам и направлена на
качественное обеспечение образовательного процесса и успешную его
реализацию, а также на повышение квалификации и профессионализма
преподавателей.
Планы:
- План работы Методического совета
- План проведения методических мероприятий (открытый урок, доклад,
презентация)
- План мероприятий по повышению квалификации преподавателей.
7.3.3.Организация методической работы
№
п/п
1
2
3

4

5

6
7

8

Мероприятия

Срок исполнения

Педагогический совет

Не менее 4-х раз
в год
Методический совет
Не реже 4-х раз в
год
Работа преподавателей над По
плану
темой
самообразования методических
(открытые уроки, доклады, мероприятий
презентации и пр.)
Взаимопосещение уроков
Не менее 2-х раз
в четверть
Проведение,
участие
и
посещение
семинаров,
конференций, мастер-классов.
Работа с молодыми и новыми
кадрами
Повышение
квалификации
преподавателей
(семинары,
конференции, курсы)
Организация и проведение
мероприятий по подготовке к
аттестации
педагогических
работников

По плану РМО
По плану
По плану
По плану

34

Ответственный
Зам. директора по
УВР
Зам. директора по
УВР
Преподаватели,
зам. директора по
УВР
Преподаватели,
зам. директора по
УВР
Директор
Назначенные
наставники
Директор
Зам. директора по
УВР

9

10

11

12

13

Проведение
методических
консультаций
для
преподавателей
Участие преподавателей в
разработке
разделов
и
компонентов
основной
образовательной программы
образовательного учреждения
Разработка
программнометодических
и
учебнометодических
материалов
(разработка рабочих программ
и т.д.)
Пополнение
методического
фонда школы

В течение года

Зам. директора по
УВР

В течение года

Преподаватели,
зам. директора по
УВР

В течение года

Преподаватели,
зам. директора по
УВР

В течение года

Директор,
зам
директора
по
УВР
Зам. директора по
УВР

Мониторинг
программно- В течение года
методического сопровождения
образовательного процесса

7.4.Профессиональное развитие и повышение квалификации
педагогических работников.
Основным условием формирования и наращивания необходимого и
достаточного кадрового потенциала образовательного учреждения является
обеспечение в соответствии с новыми образовательными реалиями и
задачами адекватности системы непрерывного педагогического образования
происходящим изменениям в системе образования в целом. Непрерывность
профессионального развития педагогических работников обеспечивается
освоением дополнительных профессиональных ОП в объеме не менее 72-х
часов, не реже чем один раз в пять лет в ОУ, имеющих лицензию на
осуществление образовательной деятельности.
Обеспечение непрерывности профессионального роста преподавателей,
состоит из следующих компонентов:
- планирование и проведение методических мероприятий на школьном,
районном уровнях;
- участие в областных семинарах и конференциях;
- организация и координация работы Методического совета;
- организация наставнической деятельности;
- формирование банка педагогической информации (нормативноправовой, научно-методической, методической и др.);
- подготовка и проведение научно-практических конференций,
семинаров-практикумов, презентации опытов, направленные на трансляцию
и обмен практическим опытом педагогических работников в аспекте
решения актуальных проблем в музыкальном образовании;
35

- систематичность повышения квалификации в централизованных
формах;
- аттестация педагогических работников;
- творческая деятельность преподавателей.
7.5.Прогнозируемый результат
Создание в образовательном учреждении ситуации успеха для развития
способностей каждого обучающегося, условий для непрерывного повышения
уровня
профессиональной
компетенции
преподавателей
и
совершенствования их творческой и педагогической деятельности, внедрение
новых образовательных технологий, в том числе развивающих, здоровье
сберегающих, информационных приведут к обновлению содержания
образования и технологии обучения в условиях современного социального
заказа, повысят качество образования и авторитет образовательного
учреждения.
Разработанная
образовательным
учреждением
программа
«Фортепиано» обеспечит достижение обучающимися результатов освоения
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы
«Фортепиано» в соответствии с ФГТ.

36

37

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».